Защита прав и законных интересов физических лиц антимонопольным и рекламным законодательствами
В каком порядке Новосибирское УФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства при поступлении заявлений физических лиц 10 июля 2015 года рассказал руководитель Новосибирского УФАС России Сергей Гаврилов на круглом столе «Взаимодействие в сфере защиты прав потребителей».
В дискуссии приняли участие сотрудники Новосибирского УФАС России, представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области, отдела по защите прав потребителей Департамента по социальной политики Мэрии г. Новосибирска, отделов потребительского рынка и защиты прав потребителей районных Администраций г. Новосибирска, Новосибирской областной общественной организации защиты прав потребителей и члены Общественно-консультативного Совета при Новосибирском УФАС России.
Открывая мероприятие, Сергей Гаврилов напомнил собравшимся об одном из этапов 25-летнего становления антимонопольного законодательства: «Принятый в феврале 1992 года Закон РФ «О защите прав потребителей» определил одно из направлений деятельности антимонопольных органов. Это направление оставалось в полномочиях антимонопольных органов до марта 2004 года».
В настоящий момент антимонопольные органы, осуществляя защиту прав и законных интересов граждан, рассматривают заявления на предмет наличия признаков нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О Защите конкуренции».
«Квалификация нарушений прав и законных граждан возможна только через часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», которая в качестве последствий злоупотребления доминирующим положением определяет сегодня, в том числе ущемление интересов иных лиц», — поделилась собравшимися начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Светлана Князькова.
Так, для квалификации в действиях лица таких нарушений необходимо наличие «статуса» хозяйствующего субъекта и наличие у лица доминирующего положения на рынке. В свою очередь, для признания положения хозяйствующего субъекта доминирующим, необходимо, чтобы его доля на рынке определенного товара (оказания услуги) превышала пятьдесят процентов, либо данное лицо осуществляло естественно монопольный вид деятельности. Закрытый перечень естественно монопольных видов деятельности закреплен статьей 4 Закона «О естественных монополиях».
Подключение к ресурсам и вопросы злоупотребления доминирующим положением сетевых организаций у участников круглого стола вызвали большой интерес. В своем докладе о проблемах защиты прав потребителей в сельской местности председатель Новосибирской областной общественной организации защиты прав потребителей Дмитрий Карболин сообщил следующее: «Граждане, проживающие в сельской местности, в большей степени страдают от жесткой руки единственного поставщика услуг, в том числе по причинам низкой правовой грамотности и незнанию о возможностях защиты законных своих прав».
Антимонопольный орган призвал участников круглого стола к взаимодействию, еще раз напомнив об открытости службы и готовности к диалогу.