Татарстанцев травят просроченными продуктами
_/
Татарстанцев травят просроченными продуктами
08.11.2012
Сегодня во все мире отмечают День качества. Это ежегодное мероприятие, отмечаемое во второй четверг ноября. Инициатор учреждения этого дня – Европейская организация качества (ЕОК) при поддержке Организации Объединенных Наций (ООН). Впервые его отметили в 1989 году. Однако в России этот праздник выглядит несколько странно, ибо число жалоб россиян на нарушения качества в различных сферах жизни продолжает расти, а предприниматели становятся все изощреннее в попытках продать свой товар любой ценой. В Татарстане только за девять месяцев текущего года в Управление Роспотребнадзора по РТ поступило 6980 обращений по вопросам в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и нарушения прав потребителей. Это на 900 обращений больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Производители хитрят, а потребители едят
Жалуются чаще на сферу торговли, ЖКХ и банки. Потребители недовольны просроченными, некачественными продуктами, плохим обслуживанием. И несмотря на то, что от качества продуктов зависит здоровье человека, большинство производителей это не очень заботит. Им важно продать свою продукцию побольше да подороже. К каким только уловкам они не прибегают! Например, используют известные бренды, слегка их изменив. Если человек торопится или плохо видит, то он до самого дома остается в уверенности, что приобрел проверенную марку.
«Производителям сегодня даны очень большие полномочия, – рассказала 116.ru главный специалист-эксперт отдела по защите прав потребителей управления Гузяль Галеева. – Вот называют они пельмени «Домашние». А какие же они домашние, если там в составе растительный белок, который в домашних условиях мы не используем? Но производитель имеет право дать продукту любое название, и ничего с этим не поделаешь. Или мороженому дают название «Пломбирин». Естественно, люди думают, что это пломбир. Но там в составе растительные жиры, а в пломбире их не используют. Пломбир – более дорогой продукт, у него своя рецептура. А производитель выдает за пломбир другой, более дешевый продукт и продает его по цене пломбира. Растительные жиры, то же пальмовое масло, не вредны для здоровья. Но это более дешевое сырье, а значит, и продукты с его использованием должны стоить дешевле.
Вот еще пример: «Майонез оливковый» – гласит упаковка. Теперь приглядимся к составу: сначала по списку идет подсолнечное масло, а лишь потом оливковое. Покупатель думает, исходя из названия, что майонез изготовлен на оливковом масле, а оказывается, подсолнечного в нем гораздо больше. Многих волнует, есть ли в продукте ГМО. Так вот, есть ли ГМО (генетически модифицированный организм) или его нет, производитель писать на упаковке не обязан. По закону обязан он это делать только в том случае, если содержание ГМО превышает 0,9%».
Какая выгода в «просрочке»?
Совсем дикий случай произошел год назад в Казани. Продавцы даже не скрывали, что товар просрочен. Просто продавали его по сниженной цене. Происходило все это безобразие в магазине на перекрестке улиц Баумана и Чернышевского, где продавали шоколадные конфеты элитных марок: Ferrero Rocher, Raffaello, Merci, Toffee, а также «Русь Тройка», «Магия цвета», «Волшебный метеорит» и другие. Жалоба поступила в отдел Госалкогольинспекции РТ, занимающийся защитой прав потребителей, и специалисты выехали на внеплановую проверку. На прилавке все было «по-честному»: цены на просрочку снижены вдвое, втрое, на ценнике указана цена до и после, как на обычной распродаже.
И ведь покупали, по большей части пенсионеры, которые за обычную цену купить дорогие конфеты не могут. В результате было выявлено 14 наименований кондитерских изделий с истекшим сроком годности до полугода.
Молочникам закон не писан
Молоко и масло – это отдельная песня. Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» давно вступил в силу, но производители на это внимания не обращают и продолжают упаковывать спред с этикеткой «Сливочное масло», а молочный напиток выдавать за молоко. Когда специалисты управления проводят проверки и отправляют продукцию на исследования, то в «молоке» и «масле» часто обнаруживают растительные жиры, например то же пальмовое масло, которого там быть не должно. А значит, и название у продукта совсем не то, и стоить он должен, как и в случае с мороженым, гораздо дешевле. Растительные жиры в составе и до нового техрегламента указывались на упаковке, но часто таким мелким шрифтом, что разглядеть его было трудно. Тогда как название «Масло сливочное» писалось крупными буквами. По новому техрегламенту все стало называться своими именами, и состав продукта производителей обязали указывать не менее крупным шрифтом, чем название. Два года у производителей находилась отговорка для такого мошенничества: мол, пока не перешли полностью на новую упаковку, используем старую. Но сейчас это оправдание уже не действует. Получается, что производители молочной продукции попросту игнорируют федеральный закон.
Не доверяй и проверяй
Так можно ли призвать к ответу малый и средний бизнес, который уже начал «садиться на голову» и который государство так старательно оберегает от всяческих инспекций? Можно. Но проверки предусмотрены законом лишь раз в три года и с условием, что проверяющие предупредят производителя об этом за три дня. Внеплановые проверки тоже возможны по жалобам потребителей. Но только если даст добро прокуратура. Но и тут находчивые производители придумали лазейку: как только три года начинают истекать, меняют юридическое лицо, даже не полностью, а одну букву в названии, и вот это уже новая фирма, а значит, проверка отодвигается еще на три года.
«Мы неоднократно выходили с инициативой, чтобы нам хотя бы можно было сохранить эффект внезапности и не предупреждать производителя, – говорит начальник отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по РТ Ольга Фомичева. – Но пока безрезультатно. Будем надеяться».
А потребителям остается надеяться на себя: внимательно читать этикетки, проверять сроки годности и быть начеку
Источник 116.ru