Надпись о сроке годности консервов, сметаны, круп, конфет и всех остальных продуктов питания будет занимать не менее 10 процентов площади упаковки, легко и четко читаться

_/

Надпись о сроке годности консервов, сметаны, круп, конфет и всех остальных продуктов питания будет занимать не менее 10 процентов площади упаковки, легко и четко читаться

17.02.2014

Такую поправку к Закону «О защите прав потребителей» Госдума планирует в первом чтении рассмотреть на этой неделе. Сейчас надписи о сроке годности нелегко обнаружить и разобрать, особенно людям со слабым зрением. Пользуясь этим, и супермаркеты, и небольшие магазины с успехом продают испорченные продукты.

Однако бесспорная, на первый взгляд, инициатива вызвала сомнения у опрошенных «РГ» экспертов. Они не спорят с тем, что требования к маркировке продуктов питания должны быть пересмотрены, но считают, что гораздо важнее обязать производителей указывать содержание в продукции вредных веществ, например, канцерогенов.

«Нужно сразу установить весь комплекс требований к представлению на упаковке значимой для потребителей информации, как в Евросоюзе и США», — уверен Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей. Повышенное внимание к одному лишь сроку годности большой пользы потребителям не принесет, полагает эксперт.

Например, из-за того, что у торговых сетей будет меньше шансов подсунуть покупателю товар с истекшим сроком годности, продуктов с «химией» и длительным сроком хранения станет больше. «Кусок мяса будет продаваться последующие сто лет, но что именно он содержит, мы так и не узнаем», — сказал эксперт. Он опасается, что огромная надпись о сроке годности изымет пространство для раскрытия более нужной информации.

10 процентов — это перебор даже для людей со слабым зрением, соглашается Петр Шелищ, председатель Союза потребителей России. Тем более что подчас много места требуется для информации о составе и условиях хранения продукта.

Но в любом случае подобные нормы прописываются не в законе, уверены эксперты, а в технических регламентах. А это означает, что инициатива наших депутатов должна найти поддержку у Белоруссии и Казахстана, поскольку с февраля следующего года в полной мере вступит в силу регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки». Сугубо российские нормы в этой сфере будут действовать еще только один год.

А пока жертвам собственной неосмотрительности Петр Шелищ советует возвращать просроченные товары в магазин. Даже если чек у покупателя не сохранился, в подавляющем большинстве случаев продавцы деньги вернут, лишь бы не привлекать внимание других клиентов и не доводить дело до скандала. А вот злополучный товар с продажи снимут вряд ли.

Потому что проверки магазинов очень редки и большинство из них плановые, к ним только совсем ленивый продавец не подготовится, говорит Петр Шелищ. Внеплановые проводятся только по обращениям граждан и с согласия прокуратуры. А она его может и не дать, если сочтет, что речь не идет об угрозе жизни и здоровью людей.

Тем не менее две проверки из трех выявляют нарушения, но средний размер штрафа всего три тысячи рублей, так что он вряд ли кого-то остановит, считает собеседник «РГ». И приводит пример США, где за введение покупателей в заблуждение продавцов наказывают миллионами долларов. По словам Петра Шелища, из анализа деятельности Роспотребнадзора следует, что только испорченного и опасного мяса россияне покупают на 60 миллиардов рублей в год. Примерно на эту же сумму мы приобретаем такое молоко и такой хлеб, которые по всем нормам не должны находиться на полке магазина. Так что и нам надо по-взрослому затягивать гайки.

Российская Газета

Яндекс.Метрика