Закон не запрещает украшать смартфоны иконами

Позолоченный смартфон за 157 тысяч рублей, только появившись в продаже, породил много споров в общественности. И дело не в позолоте и не в цене, а в том, что на задней панели расположилось изображение иконы Андрея Рублева «Троица».

Это второй смартфон в линейке Credo, созданный вслед за мусульманской версией ювелирным российско-итальянским брендом Caviar, дизайнеры которого были вдохновлены шедеврами различных культур и воплотили таким образом свои творческие способности. Смартфон комплектуется шкатулкой из красного дерева. Композиция дополнена славянским узором образца XIV в., который окружает центральную часть изображения.

Закон не запрещает украшать смартфоны иконами Ювелиры заранее заручились поддержкой Гильдии экспертов по религии и праву относительно допустимости и этичности использования иконописного образа в дизайне аксессуара, получив от них соответствующее заключение. В нём говорится: «Изображение иконы Святая Троица на задней панели смартфона с надписью: «Троица. Андрей Рублев» само по себе не может являться оскорблением религиозных чувств представителей той или иной христианской конфессии». Кроме того, как следует из заключения, для христиан и прежде всего для представителей православия изображение Святой Троицы может быть элементом, который мистическим образом оберегает владельцев телефона.

Эксперты также отметили, по христианским канонам перед иконой принято молиться, а значит, верующий владелец может перед этим изображением молиться, осознавать необходимость вести христианский образ жизни и, поскольку это телефон, не разговаривать бранными словами, не творить зло, не говорить недобрые вещи.

После выхода смартфона в продажу на него посыпался шквал негативных отзывов со стороны представителей религиозных организаций и политических деятелей. Так, российский политик Виталий Милонов назвал гаджет пошлой и глупой затеей. «Этот телефон — памятник вопиющей глупости и пошлости, какую можно вообразить. Целевая аудитория этого продукта — одуревшие от денег жители Рублевки, уже не знающие, чем и как им похвастаться перед соседями».

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин также подверг критике авторов смартфона с иконой, выразив надежду, что в скором времени все мы уйдем от практик, которые граничат с кощунством. По его словам, и священнослужителей, и мирян коробят иконы на пакетах, подушках, других бытовых предметах, поскольку «это противоречит подлинной церковной традиции, в рамках которой икона видится изображением, достойным почитания, и соответственным образом должна располагаться в храме или жилище».

Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) поясняет, что подобного рода использование религиозной символики не нарушает законодательных норм, а негативная реакция от представителей РПЦ имеет иную подоплёку.

«Негативная реакция отдельных «православных» депутатов и представителей РПЦ, скорее, связана с тем, что РПЦ МП считает себя монополистами в коммерческом использовании христианской атрибутики и символики, — уверен глава ОЗПП Михаил Аншаков. — Любое несанкционированное использование православной символики известным бизнесменом Владимиром Гундяевым и его бизнес-партнерами воспринимается как посягательство на их монопольное положение в деле коммерциализации православия.

Но в действительности производители товаров, декорированных религиозной символикой, ни права потребителей, ни закон не нарушают, если только при этом не сообщают, что это придает продукции какие-то особые чудодейственные свойства».