За год количество жалоб на недобросовестных сетевых продавцов в Украине увеличилась вдвое
В Украине за год ситуация с защитой прав потребителей значительно ухудшилась. Такой вывод можно сделать из сообщения Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей (Госпотребинспекция), текстом которого располагает редакция «Багнета». Как сообщают в ведомстве, на протяжении 2011 года в территориальные органы по вопросам защиты прав потребителей поступило свыше 28 тыс. предложений, жалоб, обращений от граждан. Из этого количества на личном приеме сотрудниками инспекции получено свыше 14 тыс. заявлений.
В Госпотребинспекции отмечают, что 51% из всех обращений касалось качества предоставленных услуг (работ), среди которых: 40% — качество непродовольственных товаров, 39% — жилищно-коммунальные услуги, 8% — качество продовольственных товаров, 6% — услуги связи и 1% — нарушения в сфере ресторанного бизнеса.
«По результатам рассмотрения обращений граждан в 78% случаев требования потребителей удовлетворены. Потребителям возвращено 6,1 млн грн. за некачественные товары и предоставленные услуги», — сказано в сообщении Госпотребинспекции.
По данным ведомства, за последний год еще на 1% увеличилось количество жалоб на некачественные товары. Кроме того еще на 10% увеличилось количество обращений по поводу ненадлежащего качества продовольственных товаров. Также на 7% увеличилось количество жалоб на предоставление услуг объектами ресторанного хозяйства.
«Кроме этого по состоянию на 1 апреля на 95% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось количество обращений потребителей по вопросу покупки товаров посредством Интернета, вне торговых помещений при заключении договора на расстоянии», — сообщила «Багнету» заместитель председателя Госпотребинспекции Ольга Соколова.
Также потребители серьезно рискуют попасть на мошенников при покупке непродовольственных товаров, которые рекламируются в СМИ. «Это, в частности, касается продажи путем курьерской доставки всевозможных приспособлений и препаратов, которые должны содействовать улучшению здоровья или физического состояния людей. Средства оказываются неэффективными, а вернуть их или средства – нереально. Найти «предприятие», которое продало такие товары, невозможно, поскольку оно является фиктивным. Телефоны, которые указаны в рекламе, не имеют регистрации по конкретному адресу. Мошенничество становится все более распространенным явлением, и решение этой ситуации возможно только при сотрудничестве СМИ и правоохранительных органов», — отметила Ольга Соколова.
По данным Госпотребинспекции, в течение 2011 года по результатам проверок к административной ответственности привлечены более 35 тыс. человек. В том числе более 13 тыс. человек привлекли к ответственности в сфере ресторанного хозяйства. На нарушителей наложены штрафы на общую сумму 5,8 млн грн. На 2 млн грн. оштрафованы лица, которые работают в сфере торговли и ресторанного хозяйства.
«К предприятиям, у которых были обнаружены нарушения, применены административно-хозяйственные санкции на сумму свыше 181 млн грн. В том числе при реализации продовольственных товаров и продукции ресторанного хозяйства – свыше 21 млн грн.», — сообщила заместитель председателя Госпотребинспекции.
Кстати, ранее начальник Главного управления по вопросам защиты прав потребителей Киевгоргосадминистрации Константин Соляник отмечал, что в Украине существующая система штрафов поощряет недобросовестных производителей и торговцев нарушать права потребителей.
«На сегодняшний день максимальный размер штрафа за нарушение потребительских прав составляет всего лишь 170 гривен. Для больших торговых сетей это просто мизерная сумма, и они готовы платить штрафы хоть каждый день лишь бы только продолжать продавать некачественные продукты киевлянам», — отметил Константин Соляник.
Комментируя «подводные камни покупок в Интернете, координатор Центра потребительского контроля «ЧЕК» Игорь Каневский отметил следующее: «Потребителям, которые хотят покупать в Интернете, и быть уверенными в том, что это безопасно и качественно, необходимо обращать внимание, прежде всего на то, насколько серьезна система безопасности оплаты при осуществлении платежей.
Второе: если речь идет о доске объявлений в Сети, которая предлагает «товары со склада», не поленитесь и посетите офис компании, посмотрите, работает ли он вообще. Я думаю, что после того, как вы поищете офисы таких магазинов в квартирах многоэтажных домов, вам перехочется покупать у них товары. Но если вы все-таки соблазнились низкой ценой, смотрите внимательно на документы, которые вам привозят. Требуйте от курьеров товарные чеки, требуйте наличие штампа в гарантийном талоне, подписей и всех реквизитов для того, чтобы покупка была признана легитимной. Перед покупкой сразу же интересуйтесь, кто и как будет осуществлять гарантийный ремонт, как можно заменить товар, если он вам по каким-то характеристикам не подошел. Не забывайте хранить упаковку товара как минимум 14 дней, независимо от того, где и как вы его купили», — отметил Игорь Каневский.
Говоря о защите платежных инструментов в Сети, координатор ЦПК «ЧЕК» сообщил следующее: «В качестве примера серьезного отношения к безопасности платежей могу привести страницу Интернет-магазина, который продает справочники-путеводители к ЕВРО-2012. Его запустила и курирует издательская группа «Наш продукт». Насколько мне известно, специалисты ИГ «Наш продукт» проделали немалую работу и фактически оказались первыми на украинском рынке, кто вышел на рынок Европы с онлайн-торговлей. IT-специалисты очень серьезно подошли к обеспечению безопасности платежей. Если вы видите, что на Интернет-страничке стоят значки систем безопасности VISA, MasterCard и написано, что для клиентов обеспечена безопасность оплаты, такому магазину доверять можно».
Дмитрий Дубенский