Власти РФ переоценивают глубину падения потребления, считает ЦБР
Методика Росстата является причиной занижения данных по розничным продажам в России и ухудшает оценку динамики всей национальной экономики, считают аналитики Центробанка.
«Статистика по обороту розничной торговли и, как следствие, потреблению населения в ВВП по использованию, занижает реальные показатели потребительской активности», — сообщил регулятор в своем отчете в пятницу.
По мнению ЦБР, это «приводить к недооцениванию степени улучшения динамики ВВП» страны.
Изъян может крыться в методологических особенностях расчета оборота розничных продаж, в том числе дефляторов и инфляции, в том числе скидок ритейлеров.
Большую часть промо-акций Росстат не учитывает, хотя в кризис россияне стали пользоваться ими намного чаще.
Помимо этого, как предполагает ЦБР, в 2016 году средний размер скидки в отечественной рознице продолжил расти, а снижения объема продаж
по ценовым и неценовым акциям не наблюдается ни в одной категории.
«В 2015 году произошло увеличение как размера средней скидки, так и количества товарных позиций, продающихся по промоакциям. Вероятно, данная тенденция сохранилась и в 2016 году», — констатирует регулятор.
Все этого говорит о том, что в реальности ситуация в российском ритейле, переживающем непрерывный спад продаж на протяжении уже двух лет, не такая плохая, как показывает официальная статистика.
«Динамика продаж отдельных товаров, а также ряда альтернативных показателей свидетельствует о более благоприятной динамике розничного товарооборота», — говорится в отчете.
ЦБР обращает внимание, что во второй половине 2016 года продажи продуктов в России в годовом исчислении необъяснимо снижались быстрее, чем непродовольственных товаров.
«Такая сравнительная динамика нелогична, поскольку в условиях снижающихся доходов и роста неопределенности потребители обычно сокращают объемы потребления не первой необходимости, т.е. непродовольственных товаров», — поясняет регулятор.
Кроме того, отмечают аналитики ЦБР динамика общего объема розничного товарооборота «не очень хорошо соотносится с данными по продажам отдельных категорий товаров».
Согласно данным Росстата, оборот ритейла России в 2016 году упал на 5,2% после обрушения на 10% в 2015 году.