РОСПОТРЕБИНФОРМ

Защита прав потребителей в Беларуси «повисает в воздухе»

_/

Защита прав потребителей в Беларуси «повисает в воздухе»

23.07.2012

С 11 августа 2012 года обществам защиты прав потребителей придется работать с клиентами бесплатно, а все расходы возмещать лишь после того, как вина субъекта хозяйствования будет доказана. Для рядового потребителя ситуация ухудшается.

Общества защиты прав потребителей не смогут больше проводить проверки соблюдения законодательства о защите прав потребителей. Изменения в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», которые вступят в действие 11 августа 2012, закрепляют в потребительском законодательстве положения указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Согласно указу № 510, общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять лишь профсоюзы. Правда, пока не только государственные.

Общественные объединения потребителей сохранят право проводить общественный контроль в иных формах (например, проводить мониторинг). Главное, чтобы в ходе такого контроля не преследовалась цель, характерная для проверок — соответствие требованиям законодательства деятельности субъектов хозяйствования, их должностных лиц и иных работников.

В компетенции обществ защиты прав потребителей (ОЗПП) по-прежнему остается проведение собственных экспертиз, обращение к продавцам и производителям с претензиями от имени потребителей, обращение в органы прокуратуры по фактам правонарушений, а также подача от имени потребителей исков в суды.

Однако практически все действия придется выполнять бесплатно — на основании письменного договора безвозмездного оказания услуг. Понесенные расходы ОЗПП сможет взыскать с виновной стороны. Состав и размер таких расходов теперь будет устанавливать исключительно Министерство торговли.

Еще одно новшество — введение обязательной аттестации для работников обществ защиты прав потребителей. Только при наличии аттестата они смогут консультировать потребителей по вопросам защиты их прав, обращаться от имения потребителя с претензиями и исками в суд.

Для рядового потребителя ситуация ухудшается. И не только потому, что ОЗПП теряют такой эффективный инструмент влияния на продавцов (производителей), как проверки, проводимые по собственной инициативе. В соответствии с новой редакцией закона, прежде чем идти в суд, потребитель должен будет обязательно обратиться с претензией к продавцу, производителю или тому, кто оказал некачественную услугу.

Представители обществ защиты прав потребителей уже задумываются над тем, смогут ли возместить свои расходы — по сведениям судебных исполнителей, по 90% исковых заявлений, выписанных для взыскания с организации-нарушителя прав потребителя, на расчетных счетах нет денег, предприятие находится в стадии ликвидации или уже обанкротилось.

После вступления поправок в силу эксперты прогнозируют увеличение потока жалоб от потребителей в отделы торговли местных исполнительных органов. Уполномоченные по защите прав потребителей с юридическим образованием есть далеко не в каждом из них.

Как прогнозируют эксперты «Завтра твоей страны», потребителю придется защищать себя самому: написать кучу писем с жалобами во все инстанции, дождаться ответов на них, а затем найти квалифицированного юриста и обратиться в суд, с равным спокойствием принять любое его решение (положительное или отрицательное) и при необходимости подать апелляцию. 

Источник «ТУТ БАЙ МЕДИА»

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

Яндекс.Метрика