В Магнитогорске организовали занятия по потребительской самозащите в школах и вузах
_/
В Магнитогорске организовали занятия по потребительской самозащите в школах и вузах
12.04.2013
Объединение защиты прав потребителей (ОЗПП) в городе Магнитогорске организовало активно действующую сеть бесплатных общественных приемных и студенческий клуб при Магнитогорском государственном техническом университете, в котором познают искусство самозащиты своих потребительских прав те, кому это интересно.
В этом году стартовала увлекательная игра — городской конкурс среди школьников по основам потребительских знаний, который должен, как надеются организаторы, сделать голос потребителя мощным и грамотным. Кроме того, вместе с представителями Роспотребнадзора намечено провести в школах цикл открытых уроков, включающих полезную информацию из области экономики, культурологи, права. В ОЗПП поясняют: в нынешних рыночных реалиях рядовые потребители не могут больше рассчитывать на 100-процентную поддержку ни суда, ни госструктур.
– Произошел переход от системы государственной защиты прав потребителей к самозащите граждан, — объяснил в интервью одной из местных газет председатель ОЗПП Владимир Зяблицев. — И понятно, что самозащита не будет эффективна, если не начинать учить этому со школьной скамьи.
Так и есть. Три года тому назад в помощь потребителям, желающим защищать свои права, в столичных кабинетах был рожден и опубликован «Алгоритм действий при разрешении конфликтных ситуаций». В нем сказано: «В случае если нарушены ваши права потребителя, прежде чем обращаться в суд, попробуйте вначале самостоятельно защитить свои права. Необходимо достаточно грамотно изложить свои требования, для того чтобы добиться их выполнения. Так как продавцы, изготовители и исполнители, видя правовую безграмотность потребителя, рассчитывают, что он не будет отстаивать свои права до конца, что и является основанием отказа удовлетворения требований потребителя в добровольном порядке».
Магнитогорское ОЗПП достаточно давно зарекомендовало себя самой эффективной общественной организацией Челябинской области. Скоро, в июле, оно будет отмечать юбилей — 20-летие своей деятельности. Ежегодно здесь рассматривается в среднем около 8 тыс. заявлений. А за 20 лет, получается, 160 тыс. — целый город, отнюдь не маленький, благодарных за помощь людей.
Но если в 90-х ОЗПП устраивало семинары, круглые столы с участием представителей налоговой инспекции, госторгинспекции и других контрольных органов для продавцов, то теперь настало время учить покупателей спасаться, кто как может.
Хотя потребительский рынок отнюдь не настолько изменился к лучшему. Все еще нет даже федерального закона о торговле, который бы жестко и окончательно сформулировал государственную стратегию в этой отрасли, изложил четкие правила взаимоотношений между потребителем, торговым бизнесом и властью.
Возьмем, например, постановление Европейской комиссии о срочных мерах по запрещению применения в пищевой промышленности красителя Red 2G, известного у нас как Е-128. Постановление Еврокомиссии основывалось на результатах исследований Европейского агентства по пищевым стандартам, которые показали, что имеющееся в составе этого красителя химическое вещество является канцерогенным.
– Я не могу даже сказать, кто из местных производителей, выпускающих мясопродукты, использует этот Е-128, — говорит Рафига Шафигулина, руководитель Органа по сертификации продукции и услуг в Магнитогорске. — Они его не показывают, а у нас в городе, в том числе в нашей лаборатории, нет возможности проверить наличие этого красителя. Различных красителей, загустителей, разрыхлителей, эмульгаторов — огромный перечень.
Шафигулина указывает на то, что делается нынче с сосисками: всюду продаются ярко-розовые. Невооруженным глазом видно, что они содержат ненатуральную составляющую — красный краситель. Когда такие сосиски варятся, краска переходит в воду — сигнал каждой хозяйке: не надо больше брать сосиски у этого производителя. То же самое и с колбасой. Она в разрезе должна быть не яркого цвета, а бледно-розового или ближе к серому, то есть натуральному цвету вареного мяса.
Копченые изделия из птицы тоже приобрели сказочные оттенки: ярко-оранжевый, желтый или морковный. Тогда как они должны быть золотистыми: от желтого до золотисто-оранжевого.
Но когда при проверках производителям мясопродуктов задают резонный вопрос, почему у них такая «нарядная» продукция, они отвечают, что этого требует от них торговля. То есть магазины предпочитают продукцию не только в яркой упаковке, но и яркую в разрезе. Кроме того, торговля требует у производителей удлинить сроки реализации продуктов. Вот и получается, что колбасу вареную, у которой срок хранения составляет 36 часов, ну максимум 72, везут издалека, с месячным сроком хранения. 16, 18, 24 часа — это сейчас для торговли не срок реализации, ей подавай неделю, месяц.
– Все это очевидные нарушения закона, — говорит Рафига Шафигулина. — Есть и неочевидные, но не менее опасные. Вот, скажем, пищевые продукты, полученные из генетически модифицированных источников, утвержденные самим главным санитарным врачом Геннадием Онищенко. Он разрешает огромный перечень из сои, кукурузы, картофеля, томатов. Единственное, что при этом остается сделать — написать, что этот его продукт выпущен с использованием ГМО. Чтобы покупатель сам решил, брать или нет этот продукт. Так ведь не пишут.
Выходит, законодательство, сориентированное вроде бы на защиту прав потребителя, фактически взваливает на него «непрофильную» ношу. Чтобы не оказаться жертвой рыночных «несовершенств», он должен иметь специальное высшее «потребительское» образование и обязательно иметь бойцовский характер, а если потребитель, положим, скромная «тургеневская» барышня, то на рынке ей вообще делать нечего. Хотя, казалось бы, единственной нагрузкой для потребителя должна быть нагрузка на его карман.
Александр ЮДИН
Источник «Русь»