Страховым компаниям позволили задерживать выплаты

_/

Страховым компаниям позволили задерживать выплаты

09.02.2014

За несвоевременную выплату возмещения по добровольным видам страхования потребители могут взыскать с компании только 8,25 процента годовых. К такому выводу 5 февраля пришел президиум Верховного суда России.

Полтора года назад тот же Верховный суд России признал страхователей потребителями. Но такое решение породило новые споры – о мере ответственности страховых компаний за несвоевременную выплату возмещения. Ведь закон о защите прав потребителей предусматривает, что в случае нарушения сроков оказания услуг за каждый день просрочки с исполнителя может быть взыскана неустойка в размере трех процентов от цены услуги или общей стоимости заказа. Такие жесткие санкции (почти 1100 процентов годовых) призваны предупреждать нарушения прав потребителей, которые являются экономически слабой стороной в отношениях с сильными компаниями.

Однако теперь высшая инстанция пришла к выводу, что эта норма закона не может применяться к договорам добровольного страхования. «Выплата страхового возмещения не является ценой страховой услуги, поэтому на сумму страхового возмещения при задержке ее выплаты не может начисляться указанная неустойка… Таким образом, в случае нарушения сроков выплаты страхового возмещения по договору добровольного страхования имущества граждан на сумму страхового возмещения могут начисляться только проценты, предусмотренные статьей 395 Гражданского кодекса РФ», – констатировали служители Фемиды.

Согласно указанной судьями статье пени рассчитаются исходя из учетной ставки Банка России, которая сегодня составляет 8,25 процента годовых. Это почти в полтора раза ниже процентов по корпоративным банковским кредитам и иным финансовым инструментам. Таким образом, страховщикам во многих случаях преднамеренная задержка выплаты возмещений клиентам может оказаться экономически выгодной. В то же время компаниям не стоит злоупотреблять такой возможностью – в случае подачи потребителем иска в суд помимо основной суммы возмещения и пени с нарушителя может быть взыскан штраф за уклонение от добровольного исполнения законных требований клиента. Он составляет уже 50 процентов от всей причитающейся суммы.

По данным судебного департамента, в Северной столице ежемесячно рассматривается 260 — 270 дел о взыскании страхового возмещения в пользу частных клиентов, почти 95 процентов из них решается в пользу истцов.

Напомним, что законодательство об ОСАГО предусматривает повышенную ответственность страховщиков – взыскание в пользу потерпевшего пени исходя из почти пятикратной ставки Банка России (40,2 процента годовых). В июне 2012 года Минфин предложил ввести административную ответственность за несоблюдение установленных сроков рассмотрения заявления и выплаты страховки – штрафовать не уважающих права клиентов компании на 100 тысяч рублей. Однако правительство России пока не поддержало такие инициативы финансового ведомства.

Источник: Фонтанка.ру

Яндекс.Метрика