Счетная палата проверила эффективность Онищенко
_/
Счетная палата проверила эффективность Онищенко
04.12.2012
Счетная палата России провела аудит эффективности использования бюджетных средств в Роспотребнадзоре. Наименее эффективно, по мнению аудиторов СП, работает столичное управление этой службы. В Астрахани, Костроме и на Камчатке права потребителей защищают более успешно.
Как сообщается в отчете о проверке (есть у «Известий»), несмотря на значительные усилия ведомства Геннадия Онищенко по обеспечению слаженной работы участников системы, на федеральном уровне до сих пор отсутствует комплексная концепция защиты прав потребителей. Общественные организации потребителей могут защищать потребителей на платной основе, а иногда даже выступают на стороне предпринимателей в их спорах с потребителями. Нормативные акты не в полной мере обеспечивают регулирование в данной области, поэтому Счетная палата предложила усовершенствовать законодательство.
Из четырех проверенных Счетной палатой региональных подразделений Роспотребнадзора — по городу Москве, Астраханской и Костромской области, Камчатскому краю — самым неэффективным признано столичное. В 2011 году в Москве удовлетворено (в том числе частично) лишь 5% исков потребителей, по делам которых управление выносило заключения. Это в 14 раз ниже среднероссийского показателя. Отношение количества вынесенных административных мер к числу проверок в столице — 70,4%, в среднем по стране — 103,1%.
«Неконкурентный по сравнению с коммерческим сектором уровень оплаты труда в управлении по г. Москве приводит к высокой текучести кадров», — записано в отчете Счетной палаты. А принятое в этом управлении решение об изменении структуры — с временным упразднением отдела, для которого надзор в сфере защиты прав потребителей был бы основной задачей, — «может являться причиной отрицательной динамики многих важных показателей».
Интересно, что неэффективное столичное отделение, судя по отчету, наложило штрафные санкции на большую сумму, чем три остальные проверенные отделения вместе взятые (61 млн рублей против 25 млн рублей).
Московское отделение Роспотребнадзора просто не справляется с большим объемом обращений, считает адвокат бюро «Юдин и партнеры» Евгений Чеканов.
— Сравнивать Москву с другими регионами здесь нелогично, так как обращений в московское управление Роспотребназдора намного больше, чем в регионах, — говорит он.
Юрист также напомнил о высокой загруженности судов в столице. Кроме того, Чеканов отмечает, что практически все московские компании в отличие от региональных имеют хороших юристов, поэтому выиграть против них дело сложнее.
По мнению адвоката бюро «Планета закона», пожелавшего остаться анонимным, в низком проценте удовлетворенных заявлений виновата высокая коррумпированность московских судов.
— 5% — это, конечно, очень мало, — заявил председатель Союза защиты прав потребителей Петр Шелищ. — Но нужно принять во внимание еще и численность сотрудников столичного управления ведомства. Только тогда можно судить об эффективности или неэффективности их работы.
— К нам часто обращаются потребители, не получившие никакой реакции от Роспотребнадзора, — отмечает руководитель межрегиональной общественной организации потребителей «Потребконтроль» Евгения Козик. — На мой взгляд, эффективнее полностью передать их функции частным общественным объединениям.
По ее словам, был случай, когда в «Потребконтроль» за защитой своих прав обратилась сотрудница московского отделения Роспотребнадзора. По ее делу суд уже несколько раз вызывал это ведомство в качестве третьего лица, но другие представители службы так и не явились, утверждает Козик.
Роспотребнадзор оперативного комментария по теме статьи не предоставил.