Провальный балл: «Неэффективным» вузам предложили спасать свою репутацию
_/
Провальный балл: «Неэффективным» вузам предложили спасать свою репутацию
09.11.2012
Вузам из «красного списка», опубликованного накануне на сайте Минобрнауки, придется подумать о спасении своей репутации, заявила сегодня журналистам Ольга Голодец, заместитель председателя правительства РФ. Оценки эффективности работы основаны на абсолютно понятных счетных показателях, высшим учебным заведениям надо подготовить программу развития и выхода из сложившейся ситуации, каждая из которых будет рассмотрена индивидуально, сказала она.
Скорее всего, вузы из «неэффективного» перечня закрывать не будут. В этом нет никакой целесообразности, сообщил в свою очередь глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов. Возможно, в некоторых сменится руководство, произойдет реорганизация или будет увеличено финансирование на развитие. Но в отношении многочисленных филиалов примут более жесткие меры — не отвечающие необходимым критериям будут безжалостно ликвидированы. Окончательные предложения о реорганизации вузов в России ведомство подготовит уже к весне.
Как отмыть «позорное пятно» со своей репутации размышляют сегодня огромное число высших учебных заведений по всей стране: в перечень «неэффективных» вошли 136 вузов и 450 филиалов. Такую масштабную проверку Минобрнауки провело впервые. «Любой человек может, зайдя на сайт министерства, оценить, насколько хорошо тот или иной вуз функционирует», — отметил г-н Ливанов.
Недоумение у общественности вызывает лишь выбор ведомства — как уважаемые и известные оказались слабыми? Почему в «плохой» список попали РГСУ, МАРХИ, РГГУ, Литинститут, МАМИ? «Есть высшие учебные заведения, которые больше заслужили такой «чести», этот список слишком узкий», — комментирует Виктор Панин, председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг.
Как сообщается на сайте министерства, определяющими показателями оценки эффективности деятельности вузов в частности стали: средний балл ЕГЭ студентов, научно-исследовательская деятельность, общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента, имеющихся у вуза на праве собственности и закрепленных за вузом на праве оперативного управления.
Эти критерии, понятные г-же Голодец, вызвали решительный протест у московского студенчества. В резолюции, принятой на экстренной конференции, посвященной мониторингу от Минобрнауки, студенты попросили президента Владимира Путина лично вмешаться в эту ситуацию с целью предотвратить захват ведущих учебных заведений России вузами-поглотителями, избравшими хищническую стратегию. «Просим также провести переаттестацию сотрудников самого министерства, с целью недопущения пребывания в коллективе людей отвечающих за образование и науку, персон, чье мышление не отвечает интересам российского государства», — указывается в документе.
Председатель Российского профсоюза студентов Алексей Казак отметил, что в «красный список» удивительным образом попали вузы, имеющие хорошую материально-техническую базу, земельные участки и здания в престижных районах Москвы. По сути дела данный рейтинг, по его словам, является инструментом морального давления на руководство вузов. «Урон, нанесённый имиджу этих учебных заведений, просто колоссальный. Не говоря уже о том, что взятые за основу составления рейтинга критерии оценивают скорее экономические способности ректоров, а не умение вузов готовить специалистов. При этом в так называемых «неэффективных» вузах дают образование в основном студентам «из народа», а именно образование доступное всем, а не только тем, у кого толстый кошелек. Те, кто думают, что все будет, как барин сказал, плохо знают российский народ, который долго запрягает, но быстро едет», — подчеркнул Алексей Казак. Оценки, по его словам, должны быть понятными и объективными, а процесс обследования вузов открытым и гласным, с привлечением к нему авторитетных представителей российского студенчества.
«Работу по оценке эффективности вузов надо еще продолжать, и процесс этот совсем не быстрый, — отмечает г-н Панин. — С одной стороны, это правильно, потому как не хочется совершать опрометчивые шаги и допускать ошибок, которые в любом случае будут неизбежны. А сокращать количество вузов в стране необходимо, если хотите — «резать по живому». К сожалению, мы прошли уже точку невозврата, когда можно было решить другими способами проблему наведения порядка в системе высшего профобразования, особенно проблему тотальной коррупции, которая окутала практически все профессиональное сообщество. И времени как у государства, так и у общества на то, чтобы наводить порядок по-другому, совершенно не осталось. Здесь нужны радикальные шаги».
Об этом же говорил еще в начале августа премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, заверив всех, что неэффективные вузы в России будут ликвидированы. За предстоящие два-три года количество вузов в стране можно будет уменьшить на 20%, и примерно на 30-35% — филиалов высших учебных заведений. Сообщалось также, что ежегодно до 90% выпускников школ стараются поступить именно в высшие учебные заведения, тогда как в советские времена в вузы поступали всего 22-23%. Этот очевидный перекос в сторону высшего образования надо корректировать.
Проблема понятна, но в первую очередь общественность просит прикрыть так называемые «заборостроительные» университеты. «То, что сейчас происходит в России, в мировой практике еще не наблюдалось, не было таких примеров, когда за короткий промежуток времени количество образовательных учреждений увеличилось в сотни раз. Мы как всегда идем своим путем, — говорит г-н Панин. — И только в результате правильных действий властей можно исправить ситуацию и повысить качество образования в стране. Конечно, нужно будет серьезно поработать с теми вузами, которые останутся после такой инспекции, и эта работа должна быть системной, надо наладить серьезный контроль за расходованием бюджетных средств, а также изменить парадигму отношений учащихся, вузов и рынка труда».
Сейчас руководство высших учебных заведений, попавших в список «неэффективных», в комментариях по поводу сложившейся ситуации весьма сдержано, многие надеются на ошибочное решение в отношении себя. Действительно, с высоким средним баллом по ЕГЭ, активной научной деятельностью, успешными выпускниками попасть в разряд «плохих» — момент неприятный. Тем более что абитуриентам и их родителям крайне сложно объяснить, почему так получилось, студенты тоже нервничают. Пока все зависит от официальной позиции и результатов, которые по-прежнему висят на сайте министерства в свободном доступе.
Источник Finam.ru