ОЗПП: все-таки инвалиды будут летать
_
ОЗПП: все-таки инвалиды будут летать
30.05.2013 17:20
Совет Федерации на 334 заседании одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ», цель которого заключается в обеспечении прав инвалидов на беспрепятственное пользование воздушным транспортом.
Документ обязывает Росавиацию установить сроки оснащения воздушных судов техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими доступность самолетов для инвалидов. Согласно закону, авиакомпании не смогут не пускать инвалидов на борт из-за отсутствия спецоборудования, а туроператоры — требовать от инвалидов документы, подтверждающие состояние их здоровья.
Член комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов Ильяс Бечелов поясняет, данный закон устраняет имевшиеся в действующей редакции формальные препятствия для отказа инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности в перевозке. Также определяет наличие обязательных технических средств в аэропортах и на воздушном судне, набор услуг для этой категории пассажиров без взыскания дополнительной платы и, что очень важно, — наличие соответствующей квалификации персонала.
Таким образом, теперь в аэропорту и в самолете инвалидам должны бесплатно оказываться услуги по сопровождению и перемещению, регистрации на рейс, оформлению багажа, прохождению медосмотра и контроля.
Напомним, в ноябре прошлого года Верховный суд РФ не удовлетворил иск Общества защиты прав потребителей (ОЗПП), которое оспаривало норму правил воздушных перевозок, позволяющую авиакомпаниям произвольно отказывать в полете инвалидам-колясочникам, несмотря на то, что правила отечественных перевозчиков фактически лишали инвалидов права на свободное передвижение.
Еще тогда юрист ОЗПП Дмитрий Лесняк отмечал, что оспариваемая норма правил воздушных перевозок, которая действует в РФ уже пять лет, дискриминирует инвалидов и не соответствует действующему законодательству. При этом и международное, и российское законодательство указывают на то, что пассажиры со «специфическими особенностями» имеют равные с обычными гражданами права на пользование услугами авиакомпаний. По его мнению, самолеты можно оборудовать специальными местами.
«Корень проблемы необходимо искать в том, что в России в принципе вся аэропортовая инфраструктура не приспособлена для обслуживания инвалидов, — комментирует глава ОЗПП Михаил Аншаков. — Это очень серьезная проблема, и именно отсюда идет это отношение, когда с инвалидами не хотят связываться авиаперевозчики. Ведь для того, чтобы посадить инвалида в самолет, потом высадить, предоставить ему в самолете возможность для перемещения — это целая история. Авиакомпаниям инвалиды просто не выгодны как пассажиры, и они отказывают им под надуманными предлогами для того, чтобы сократить свои расходы".