Как защищались права азербайджанских потребителей в 2012 году?
_/
Как защищались права азербайджанских потребителей в 2012 году?
31.12.2012
Об этом и многом другом в интервью «Эхо» рассказал председатель Союза свободных потребителей Азербайджана Эйюб Гусейнов— Какие изменения наблюдались в 2012 году в жалобах потребителей?
— В первую очередь следует отметить, что с каждым годом не только в Азербайджане, но и по всему миру люди начинают лучше осознавать свои потребительские права. И, как правило, количество жалоб, которые поступают в различные организации по защите прав потребителей, увеличивается. Однако как член международной организации Consumer International могу сказать, что в Азербайджане примерно 95% населения, а в мире 80% людей до сих пор не знают о своих потребительских правах. Именно поэтому мы проводим тесные работы с различными СМИ в Азербайджане. На данный момент по проблемам потребителей мы имеем около 14 тысяч письменных материалов и более 30 часов телевизионных передач.
— Как часто поступают жалобы в ССПА?
— Примерно 1000 письменных заявлений и около 3000 телефонных звонков поступают в наш центральный офис за год, и 1500 обращений в региональные центры. Количество же жалоб в день составляет около 10 телефонных и 1-2 письменных жалобы. В 95% случаев мы достигаем хороших результатов и успехов в защите прав потребителей. 90% проблем из этих 95%, 90% проблем решается по телефону, а в 5% случаев наши специалисты сами вмешиваются в процесс и решают вопросы. Из 100% случаев около 5% попадают на рассмотрение в государственные структуры или судебные органы. Члены нашего союза могут гордиться своей работой, потому что, в отличие от многих организаций подобного типа, мы делаем свою работу безвозмездно.
— На что больше всего жалуются наши потребители?
— Большинство жалоб касается сферы оказания коммунальных услуг. И количество таких жалоб увеличиваются с каждым днем, в том числе касающихся газо-, водо- и электроснабжения. К счастью, канализацию в Азербайджане невозможно отключить, а то было бы много жалоб и по этому поводу. Я отправил письмо на имя президента Азербайджана Ильхама Алиева, в котором говорится о том, что права потребителей на коммунальные услуги постоянно нарушаются. Я получил ответ от Министерства экономического развития АР, где говорится о том, что данный вопрос уже рассматривается. Другие жалобы потребителей касаются некачественных электротоваров. Далее по количеству жалоб можно привести в пример продукты питания. Здесь больше всего жалоб на спиртные напитки, хлеб и различные масла.
— Есть ли у вас какие-то планы на 2013 год?
— На данный момент мы продолжаем осуществление проекта в муниципалитетах Губинского района, который спонсируется Европейским союзом. Кроме того, Союз свободных потребителей планирует в наступающем году вплотную заняться банками. Люди теряют доверие и интерес к банкам, а также не хотят вкладывать туда свои деньги. Наш союз хочет начать борьбу за то, чтобы банки работали прозрачно и обслуживали потребителей на должном уровне. Кроме того, следует отметить, что в этом году президент Азербайджана Ильхам Алиев дал несколько указов по защите прав потребителей. Особенно следует выделить Указ о запрещении ввоза в Азербайджан генномодифицированных продуктов, что мы считаем главным успехом Союза свободных потребителей.
-Кстати о ГМО. В последнее время упоминалось о том, что, мол, такие продукты не являются опасными для человека. Действительно ли это так?
— Я не считаю, что ГМО безвредны для людей. Если ГМО действительно так безопасны, как это утверждают некоторые, то пусть они скажут, почему существует закон ООН о защите биоразнообразия природы, и зачем тогда принят Картахенский протокол, ратифицированный 153 странами, согласно которому должен изучаться риск генномодифицированных продуктов и не должно допускаться их распространение? Я считаю информации о безвредности ГМО лживыми, однако, к сожалению, за генномодифицированными продуктами стоит такой большой монстр, как Всемирная торговая Организация, которая и продвигает эти продукты на мировом рынке.
— Накануне СМИ сообщили о нападении в России на вашего российского коллегу, председателя Общества защиты прав потребителей Михаила Аншакова. За время вашей работы поступали ли угрозы в ваш адрес?
— Жизнь лидеров обществ по защите прав потребителей несладкая во всем мире, и неслучайно, что два года назад при неизвестных обстоятельствах скончался наш армянский коллега. Несколько лет назад и в мой адрес поступали различные угрозы, оказывалось давление с различных сторон, в том числе и при помощи прессы, телевидения, иностранных и местных компаний. Но за последние годы таких угроз не было. Я связываю это с тем, что моя работа прозрачна и за моей спиной стоит четвертая власть — наши СМИ. Лидеры потребительских организаций по всему миру действительно борются за права потребителей, поэтому на них и давят. Но есть организации, которые растворяются в среде бизнес-структур. К примеру, подобная организация в Турции располагается в офисе Ассоциации защиты прав бизнесменов. Многие потребительские организации теряют свое настоящее лицо, но наша организация продолжает оставаться собой и ведет чистую и прозрачную работу.
Источник «Эхо»