Платные медуслуги закрепят в законе

Минэкономразвития завершило публичные консультации по проекту постановления правительства «Об утверждении порядка и условий предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам».
Тема касается практически всех граждан страны — из года в год число тех, кто прибегает к платной медицине, растет. Опрос, проведенный РОМИР в 2005 году, показал: платными услугами пользовалось 62% населения. А в аналогичном опросе текущего года их стало уже 67%. С одной стороны, это говорит о росте доходов — число тех, кто не может оплатить вообще никакие платные медуслуги, снизилось с 21% до 9%. С другой стороны, показывает степень неудовлетворенности населения бесплатной медициной. Особенно печально, что и мужчины, и женщины платят не только за стоматологические или косметологические услуги, которые в большинстве своем были платными и прежде. Но платят также и за помощь терапевтов, хирургов, кардиологов, гинекологов — в эти направления медицины государство в последние годы вкладывает огромные средства, но их доступность и качество, похоже, не растут. Недовольны граждане и тем, что до сих пор нет ясности в вопросах, что же конкретно в здравоохранении нам положено бесплатно, а за что обязательно нужно платить? Постановление, по идее, должно ответить на эти больные темы.
Проект был подготовлен минздравом в связи с тем, что новый Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ввел много норм и определений, которых не было в предыдущем постановлении по этой теме от 1996 года. Новое постановление призвано конкретизировать и разъяснить положения закона.
Так, в нем даны определения таким основным понятиям, как «платные медицинские услуги», «медицинская организация», «пациент», «исполнитель», описаны условия, на которых медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, могут оказывать платные медицинские услуги. Указан в нем и порядок предоставления информации о платных услугах, которая должна быть доступна пациентам, и порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг. Четко определены ответственность исполнителя и контроль оказания услуг. Важно, что в проекте учтены специфические особенности медицинских услуг и защиты прав пациентов при их оказании медицинскими организациями различных организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями.
И тем не менее общественными объединениями и экспертами высказано немало критических замечаний и дополнений. На что обращают внимание критики документа?
— Сам факт упорядочивания такой острой темы, как платные медицинские услуги, можно только приветствовать, — считает директор Института экономики здравоохранения НИУ «Высшая школа экономики» Лариса Попович. — Однако настораживает отсутствие конкретики и неясность многих формулировок. К примеру, что имеется в виду под термином «медицинская услуга» — собственно качество лечения или уровень сервиса? А самое главное — в документе нет указания на систему ценообразования. Кто и как будет устанавливать цены на медицинские услуги — каждое учреждение самостоятельно или они будут единые для всех? Будут ли в них включены затраты и некий определенный коэффициент или их будет диктовать только рыночный спрос? На наш взгляд, эти услуги не могут быть эластичными, должна быть строгая система ценового регулирования.
— Необходимо законодательно закрепить требования к формированию национального прейскуранта на платные услуги для медицинских организаций любых форм собственности, — считает и вице-президент «ОПОРЫ России» Наталия Ушакова. — В проекте никак не формализованы права и обязанности частнопрактикующих врачей (индивидуальных предпринимателей). А вот требования к введению договора явно избыточны, а в ряде случаев не могут быть реально выполнены. Мы считаем, что следует разработать перечень простых медицинских услуг, которые могут быть оказаны и без заключения договора (например, некоторые функциональные и лабораторные исследования), или разработать упрощенную форму договора для подобного рода услуг.
— Довольно расплывчата и формулировка об информировании пациентов о том, что входит в бесплатные услуги по программе государственных гарантий, — соглашается сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулёв. — Мы предлагаем ее конкретизировать — информацию об этом пациентам обязаны представить как в устной форме, так и на информационных стендах в лечебных учреждениях. Слишком неясна и фраза о том, что за плату возможно изменение этапности оказания услуг пациенту. Это выглядит как закамуфлированная продажа очереди на прием. То есть те, кто сможет платить, будут иметь прямой доступ к быстрой услуге, а тем, кто не платит, будут говорить: «Очередь, ждите». Более того, у медицинских работников возникнет очень большой соблазн эту очередь максимально затягивать. У нас есть и целый ряд других замечаний.
— В целом проект постановления — не самый плохой документ, — не согласен исполнительный директор Ассоциации частных многопрофильных клиник Владимир Кукушкин. — Однако в нем не учтены многие частные моменты, которые со временем могут вырастать в большие проблемы. Многие положения можно трактовать по-разному, но прокурор-то будет читать их буквально. Поэтому мы направили целый список своих вопросов и замечаний и предлагаем собрать большой экспертный совет, чтобы очно обсудить каждый пункт проекта и прийти к согласованным формулировкам.
Не секрет, что за последние годы резко выросло не только число уголовных дел в связи с врачебными ошибками, нередко трагическими, но и количество гражданских исков к медицинским учреждениям за некачественное лечение или незаконные требования оплаты услуг. Тем не менее еще чаще суды отказывают в подобных исках, а собрать доказательную базу для обращения туда чрезвычайно сложно. Отчасти и потому, что не все подобные иски подпадают под действующее законодательство.
— В конце июня Пленум Верховного суда проанализировал практику рассмотрения судами гражданских дел по защите прав потребителей, — подтверждает опасения председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. — И дал разъяснение о том, что все услуги — не только оплаченные самим пациентом, но и оказываемые как по обязательному, так и по добровольному медицинскому страхованию — подпадают под действие Закона «О защите прав потребителей». Возникла принципиально новая ситуация: если прежде защитники прав пациентов отступали, когда граждане жаловались на районную поликлинику или на конкретного врача городской больницы, то теперь дорога в суды открыта по любой жалобе. И это указание не только судам, но и медицинским учреждениям — как известно, «угроза сильнее исполнения».
— Самая заметная новация в постановлении: за некачественную услугу пациент может потребовать деньги назад, что вполне соответствует закону о правах потребителя, — парирует Лариса Попович. — Этот закон жесткий, но как быть, если лечение или лекарство просто человеку не подошли? Можно это трактовать как ненадлежащее качество или нет? И может ли качество вообще быть определено жестко и однозначно? Применять судебные процедуры к объекту, который не может быть описан точно, в сущности, невозможно. Либо эта норма просто не будет работать, либо врачи перестанут оказывать платные услуги — и люди будут месяцами стоять в очередях на бесплатные. Но не все могут ждать.
— Есть в проекте и явные пробелы, — продолжает Наталия Ушакова. — Так, совсем не регламентированы вопросы налогового и бухгалтерского учета. А некоторые его положения ведут к явным неудобствам для пациентов. В частности, порядок и условия предоставления платных медицинских услуг обязывают все медицинские учреждения размещать информацию о предоставляемых услугах в Интернете. Это, несомненно, отразится на их стоимости и приведет к дополнительным затратам. Все подобные данные могут и должны быть размещены для удобства пользователей в одной системе, например, на порталах Росздравнадзора и его территориальных органов.
Итак, проект постановления пока вызывает множество вопросов и замечаний. Учтут ли их при доработке документа, и в какой степени — ответ на эти вопросы мы получим еще до конца года. Предполагается, что новое постановление должно вступить в действие с 1 января 2013 года.

Источник: bujet.ru

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика