РОСПОТРЕБИНФОРМ

Верховный суд заступился за туристов

_/

Верховный суд заступился за туристов

18.06.2013

Конечная инстанция разъяснила, какие конкретно услуги вправе требовать потребители от турфирм и за что они могут рассчитывать на компенсацию. Поводом послужило «отпускное дело» жителя Казани. Супруге мужчины не дали визу в Арабские Эмираты, но турфирма отказалась возвращать деньги за уже оплаченный тур. Несостоявшийся турист дела не бросил, прошёл через все судебные инстанции и выиграл слушания. Все подробности в материале корреспондента «Вестей ФМ» Александры Писаревой. Вместо поездки в Арабские Эмираты житель Казани отправился в долгое путешествие по судам России. Мужчина намеревался полететь в отпуск с женой, оплатил тур. Сумма вышла немалая — 90 тысяч рублей. За день до отъезда женщине отказали в визе. Несостоявшийся турист сразу написал заявление в местную турфирму, чтобы ему вернули деньги. Но её гендиректор ответил: средства уже перечислили столичной компании и поделать ничего нельзя. Потянулась череда разбирательств. Городской суд вынес решение: сумму должны вернуть в полном объеме. Турфирма его обжаловала. Верховный суд республики Татарстан постановление коллег отменил и наказал: деньги вернуть, но не все, а малую часть, так как ничто не мешало туристу поехать на отдых без супруги. Подобный расклад мужчину не устроил, и он отправился в Верховный суд России. Там полностью согласились с позицией заявителя. Теперь так и не отдохнувший в Эмиратах отпускник наконец получит свои 90 тысяч, уверен председатель правления Клуба защиты прав туриста Дмитрий Давыденко. «Конечно, получит! Потому что это уже последняя инстанция. И я думаю, если решение не будет исполнено добровольно, то через службу судебных приставов будет исполнено». Своё решение Верховный суд России принял на основе сразу нескольких законов. Первый из них — «О защите прав потребителей». Согласно ему, каждый человек может требовать возмещения всех убытков, если услугу предоставили с недостатками. Другой закон — «Об основах туристической деятельности». Там разъясняется, что турфирмы предлагают «туристический продукт», а под ним подразумеваются не отдельные поездки, а комплекс услуг для семьи, что и было прописано в договоре. К тому же, визу супруга мужчины не получила отчасти по вине работников турфирмы. Они не заметили, что её паспорт будет действителен меньше полугода, а это не соответствует требованиям страны. Вопрос с визами нужно очень тщательно прописывать в договоре, продолжает Давыденко. «В основном, конечно, визы выдают. В 99, наверно, процентах случаев. Если визу не выдали, причин может быть несколько. Первая причина — это могут быть некомпетентные действия туроператора, который оформлял эту визу, то есть неправильно оформленные документы, не в срок их подали, что-то забыли приложить. Может быть, самого владельца паспорта — что он неправильно данные указал в анкете или прислал какие-то неправильные документы подложные. Ну, или, там, турист находится в черном списке за какие-то ранее совершенные преступления или правонарушения на территории той страны». В таком черном списке можно оказаться даже за незначительные проступки. Например, поехал в Финляндию, получил штраф за парковку, но не оплатил. В следующий раз визу могут не дать, поясняет Давыденко. И так в нескольких странах Шенгена. Можно, конечно, подстелить соломки: многие турфирмы предлагают так называемую страховку от невыезда. Доплатить надо примерно 5 процентов от стоимости поездки. Соответственно, если возникнут проблемы, деньги за тур оперативно вернут. В этом есть некоторое лукавство, ведь по закону компании и так должны компенсировать затраты, считает адвокат Московской коллегии «Концепт» Евгений Храмцов. Что подтверждает решение Верховного суда. «По таким делам довольно часто возникают споры между туристами и туристическими фирмами. Но далеко не каждый турист спешит обращаться в суд, поскольку подчас речь идет о не очень больших суммах. Поэтому до суда доходят процентов 20 вот таких споров. Часто люди предпочитают просто махнуть рукой либо останавливаются на этапе первого-второго суда. Тем не менее, такая практика очень поможет гражданам, поскольку до этого туристические фирмы обкладывали договоренность с туристом такими условиями, с которыми при любом раскладе у них были преимущества». Теперь судебная практика начнет разворачиваться в пользу туристов, уверен Храмцов. Хотя сейчас многие споры удаётся решить миром, говорит первый вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Борзыкин. «Больше стало досудебных урегулирований споров по возмещению убытков. Во-первых, работает страховое обеспечение, фингарантии. Во-вторых, стали и потребители более опытные, читают договоры, а не просто подмахивают. Ну и операторы, агенты тоже стараются не терять клиентов. Потому что задача абсолютного большинства предприятий турсервиса — это получить хорошую клиентскую базу, а не просто кого-то один раз обмануть». И сейчас суды чаще принимают сторону потребителей, считает Борзыкин. Пример тому — недавнее дело в Челябинске. За несостоявшуюся из-за болезни жены поездку в Таиланд мужчина отсудил у турфирмы 150 тысяч рублей

Источник «Вести ФМ»

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

Яндекс.Метрика