Итоги «горячей линии» «Нарушение прав потребителей при продаже технически сложных товаров»

Итоги «горячей линии» «Нарушение прав потребителей при продаже технически сложных товаров».

22 июля 2013 года Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю проведена телефонная «горячая линия» по теме: «Нарушение прав потребителей при продаже технически сложных товаров».

За время работы «горячей линии» в Управление поступило 19 обращений от граждан. Граждан интересовали вопросы, касающиеся прав потребителей при обнаружении в товаре недостатков, порядке проведения  проверки качества и экспертизы технически сложных товаров,  сроках устранения недостатков, о возможности расторжения договора купли-продажи технически сложного товара надлежащего качества, если он не подошел по размеру, форме, габаритам, фасону, расцветке или комплектации, о возможности предоставления в безвозмездное пользование на период ремонта аналогичного товара.

На все поставленные вопросы специалистами Управления были даны необходимые разъяснения.  

На вопрос о наличии каких прав имеет потребитель при обнаружении в товаре недостатков и порядке проведения проверки качества и экспертизы товаров специалистами разъяснено:

В соответствии с п. 1. ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) и п. 27 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 (далее — Правила) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Требования, указанные в пункте 1 ст. 18 Закона и п. 27 Правил, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

Согласно п. 5. ст. 18 Закона и п. 28 Правил продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

По вопросу о сроке устранения недостатков специалистами дан ответ, что, в соответствии со статьей 20 Закона если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

На поставленный вопрос о возможности получения у продавца на период ремонта своего телефона аналогичного мобильного телефона специалистами Управления разъяснено, что в соответствии со ст. 20 Закона в отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.