Отечественные производители намерены сконцентрироваться на производстве экологически чистой продукции.
При этом они ставят довольно смелые цели – довести в следующем году оборот экопродуктов до $6-8 млн. Эксперты сомневаются в ее достижимости – спрос россиян на подобную продукцию весьма невелик, подчеркивают они.
Российские производители и поставщики объединились в профессиональную организацию «Экокластер», целью которой станет производство экологически чистой продукции и экоуслуг. По предварительны оценкам, первоначальные инвестиции в проект составят $1 млн.
В 2012 году они намерены довести оборот отечественной экопродукции до $6-8 млн. Об этом журналистам заявил основатель объединения, владелец экофермы «Коновалово» Александр Коновалов.
При этом он подчеркнул, что деятельность членов новой организации направлена на тех граждан, кто задумывается о здоровом образе жизни, а также о правильном и качественном питании.
Кстати
По оценкам специалистов, за последние десять лет мировой рынок экопродуктов вырос более чем в три раза — с $18 млрд в 2000 году до $60 млрд в 2010 году. При этом, согласно прогнозам, к 2020 году его оборот может достичь $200-250 млрд. Лидерами на этом рынке являются производители Германии, Франции, Великобритании, США. Россия же в сфере экопродукции отстает на 15-20 лет от ведущих стран мира.
Кроме того, по заверению Александра Коновалова, продукция членов «Экокластера» проходит соответствующую экологическую сертификацию, а на ее упаковку наносится специальная голограмма.
Заметим, что экопродукты позиционируются в сегменте супер-премиум и, как правило, стоят на 60-70% дороже обычной. Например, в сети Интернет существует ряд порталов, которые предлагают приобрести деревенские продукты питания, выращенные в экологически чистых районах. Домашняя деревенская курица у них стоит около 700 рублей за 1 кг, десяток яиц — 190 рублей, молоко — 100 рублей за 1 л, сметана — 200 рублей за 500 гр.
Производители и поставщики экологически чистой продукции объясняют столь существенную разницу в цене тем, что ее производство требует гораздо больших затрат.
Однако, по словам экспертов, продукты с маркировкой «эко» пользуются небольшим спросом у российского потребителя, поскольку многим она просто не по карману.
«В отличие от Западной Европы, у нашего населения платежеспособный спрос значительно ниже. На подобную продукцию для начала нужно сформировать спрос, используя для этого соответствующую пропаганду. Кроме того, люди должны быть уверены в том, что им действительно продают экопродукт, а не обычный по более дорогой цене», — сказал Firstnews председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
При этом эксперт подчеркнул, что сформировать спрос российского потребителя на экопродукты поможет, прежде всего, создание системы производства биологически чистой продукции в целом.
«Например, в Германии специально сертифицируются земли, на которых выращивается корм для скотины, которая дает экологически чистое молоко, мясо и прочее. У нас же этого ничего нет», — продолжает Петр Шелищ.
С экспертом согласен и председатель Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. По его словам, в развитых странах для экопродукции существуют определенные стандарты и нормативы. В России же любой производитель может поместить на продукте наклейку «эко», даже если он таковым не является, подчеркивает эксперт.
«Более того, как показывают наши исследования и исследования наших коллег, экопродукты практически ничем не отличаются от обычных, а иногда даже бывают хуже по качеству. Поэтому маркировка продукции подобной эмблемой на 90% является маркетинговым ходом», — продолжает Михаил Аншаков.
Справка Экопродукты — это продукты питания, выращенные в естественных условиях на первозданно чистой земле без использования какой-либо химии и техногенных воздействий, включая процесс переработки.
Кстати, статистика поисковой системы Яндекс также свидетельствует о том, что экологически чистые продукты пользуются небольшой популярностью у россиян. За последний месяц фразу «экопродукты» запрашивали всего 931 раз, а «купить экопродукты» хотели и того меньше — всего 37 пользователей Рунета.