В Нижегородское управление Роспотребнадзора за 11 месяцев поступило 415 обращений потребителей по делам, связанным с нарушением их прав банками

В Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области за 11 месяцев 2011 года поступило 415 обращений потребителей по делам, связанным с нарушением их прав кредитными организациями, в 2010 году — 256.
  
Об этом начальник отдела защиты прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области Нина Цветкова сообщила на  пресс-конференции в пятницу.

«Это говорит о том, что не все в порядке в этой сфере», — сказала начальник отдела защиты прав потребителей.

Н.Цветкова отметила, что по обращениям потребителей за 11 месяцев текущего года проведено 273 мероприятия по контролю.

В ходе проверок выявлены правонарушения, основными из которых являются: непредставление полной и достоверной информации при заключении кредитных договоров; включение в кредитные договоры условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, например, взимание комиссии за ведение ссудного счета, за выдачу кредита, за досрочное погашение кредита, одностороннее повышение процентной ставки, условие о безальтернативной подсудности, навязывание услуг по страхованию жизни и здоровья, добавила начальник отдела защиты прав потребителей.

По ее словам, за допущенные административные правонарушения банки были привлечены к административной ответственности, в 2011 году вынесено 28 постановлений, что превышает количество постановлений в 2009-2010 вместе взятых.

Кроме того, Н.Цветкова отметила, что кредитным организациям выдаются предписания о прекращении нарушения прав потребителей путем исключения из договоров условий, ущемляющих права потребителей, и об устранении выявленных нарушений. В 2011 году уже выдано 124 предписания, в 2010 году — 79.

Она подчеркнула, что помимо контрольно-надзорной деятельности Управление в рамках установленной законом компетенции участвует в судебной защите прав потребителей финансовых услуг. Основной формой реализации таких полномочий является дача заключений по делу в целях защиты прав потребителей. Так, в 2010 году было дано 345 заключений, за истекший период 2011 году уже дано 773 заключения.

Н.Цветкова также сообщила, что за 2010 год при рассмотрении исков, в которых Управление принимало участие с заключениями по делу, присуждено денежных средств в пользу потребителей на сумму 6,836 млн. рублей. В 2011 году эта сумма уже составляет около 10 млн. рублей.

Как сообщалось ранее, С.Спицын 16 декабря призвал нижегородцев быть внимательными при пользовании услугами кредитных учреждений.

С.Спицын отметил, что нижегородцам, прежде чем брать кредиты необходимо «задать себе вопросы: нужны ли Вам деньги? Сможете ли вы выполнить обязательства? Какие риски есть?».

При этом он заявил, что «никакие ловушки коммерческие банки Нижегородской области жителям не устраивают». «Есть единственное — это недопонимание между банками и клиентами», — сказал управляющий ГУ ЦБ РФ по области.

По словам С.Спицына, в ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области в текущем году поступило 70 жалоб от жителей на банки, и только в пяти случаях не правы были банки. «Это издержки вхождения в рынок», — подчеркнул он.

По его словам, нижегородцам надо активнее пользоваться услугами банков, но при этом надо внимательно изучить условия договора и оценить, насколько он грамотно составлен.

Между тем, начальник отдела защиты прав потребителей ФБУЗ «ЦГИЭ в Нижегородской области» ФС Роспотребнадзора — руководитель консультационного центра для потребителей Татьяна Печинкина 16 декабря заявила, что многие нижегородцы, к сожалению, подписывают договоры при оформлении банковских кредитов не читая их условий. «В лучшем случае читают только первую страницу, хотя существенные условия договора прописаны на последующих страницах. Надо договор читать полностью», — сказала она.

По словам Т.Печинкиной, на территории Нижегородской области есть банки, которые целенаправленно не дают клиентам тарифы кредита и полный пакет документов. Консультационный центр для потребителей в текущем году помог гражданам составит 40 исковых заявлений относительно оказания финансовых услуг населению. «По результатам судебных решений ни один банк не обошелся без нарушения прав потребителей», — подчеркнула начальник отдела защиты прав потребителей ФБУЗ «ЦГИЭ в Нижегородской области».