Общества потребителей в Беларуси вынуждают закрыться

Общества защиты потребителей в панике. Их существование оказалось под угрозой, когда законодатели решили внести изменения в Закон «О защите прав потребителей». Если поправки будут приняты, жаловаться гражданам станет некому, рассказали юристы-общественники обозревателю портала www.interfax.by.

Бей посуду, юрлица платят

Законопроект «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» уже принят в первом чтении в Палате представителей Национального собрания, и направлен на совершенствование.

Вся «соль» этих изменений и дополнений в том, что общественные объединения должны будут работать с потребителями исключительно на безвозмездной основе.

«Между общественным объединением и потребителем будет заключаться договор на бесплатное оказание услуг», – сообщает официальный сайт министерства торговли.

Все расходы, связанные с защитой прав потребителей, будут возмещаться виновной стороной – изготовителем, продавцом, поставщиком и т. д.

«Таким образом, расходы объединений будут не авансироваться потребителями как ранее, а оплачиваться субъектом хозяйствования после того, как объединения докажут его вину в нарушении прав потребителя», – поясняется в сообщении Минторга.

Общества будут вынуждены закрыться

От этих изменений общественные организации не в восторге. Мало того, что их мнения даже не спросили при подготовке документа, так еще и не хотят прислушиваться к критике. Ведь, по словам общественников, новая версия белорусского закона «О защите прав потребителей» создает противоречия законов в рамках единого Таможенного союза с Россией и Казахстаном.

«Наши законодатели почему-то пошли по пути ухудшения правового положения общественных объединений по защите прав потребителей», – говорит ведущий юрист ОО «Минское общество потребителей» Наталья Карп.

В настоящее время система такова: виновная сторона выплачивает потребителю денежную компенсацию и штраф, 90% которого идет в бюджет, а 10% общественной организации. То есть вводимые поправки подразумевают, что общественные организации должны жить за эти 10% и взыскивать понесенные «сегодня» расходы с виновной стороны лишь «завтра».

«За сентябрь по штрафам нам поступила сумма 744 тыс. белорусских рублей. Как на эти деньги можно делать иски, платить аренду, покупать бумагу, оплачивать электроэнергию и услуги связи? Мы будем вынуждены закрыться», – заявляет Наталья Карп и отмечает, что «выбить» деньги от виновной стороны не так просто. Большинство исполнительных листов возвращается в связи с тем, что у виновного юридического лица нет денег на счету, либо оно находится в стадии ликвидации или банкротства.

По словам Натальи Карп, те средства, которые общество берет с потребителя за свои услуги, не приносят прибыли (и не должны, так как это запрещено законом). Они идут лишь на возмещение основных расходов (аренда, канцтовары, связь и т. д.).

С коллегой согласна и председатель ОО «Защита потребителя» Ирина Коноплицкая: «Мое объединение однозначно не будет работать бесплатно. Мы всех будем отправлять на консультации в исполком (Отдел защиты прав потребителей и контроля за рекламой управления предпринимательства Мингорисполкома – ИФ) и в районы (уполномоченные по защите прав потребителей администраций районов – ИФ). Они там и без того стонут от наплыва людей».

А что если…

Предположим, поправки примут. Что от этого потребителю?

На первый взгляд – все хорошо. Потребители должны быть довольны, как говорится, теперь все бесплатно. Но общественные организации говорят, что в этом случае будут вынуждены закрыться. Потребителю ничего не останется, как идти в государственные структуры по защите прав потребителей. Справятся ли они с возросшим потоком?

В Отдел защиты прав потребителей и контроля за рекламой управления предпринимательства Мингорисполкома в год поступает около 700–800 устных и письменных обращений от граждан.

ОО «Защита потребителя» и ОО «Минское общество потребителей» принимают по 100 обращений ежемесячно. А ведь существуют и другие общества. Нагрузка на госструктуры по защите прав потребителей вырастет в разы.

Юристы общественных организаций говорят, что в госструктурах не очень жаждут возиться с мелкими делами, так как специалисты, «сидящие на зарплате», не заинтересованы обслуживать большое количество людей. Собеседники предполагают, что жалобы многих потребителей будут игнорироваться.

Мы не против работать бесплатно, но…

«Мы не против работать бесплатно. Но тогда нужно создать механизм, например, посредством государственной программы. Чтобы в ней было предусмотрено финансирование на возмещение расходов общества. Мингорисполком мог бы безвозмездно предоставить нам помещение. Нашим чиновникам стоит взять пример с России, где такие программы существуют», – предлагает Наталья Карп.

Ирина Коноплицкая поделилась еще одним вариантом, который мог бы решить вопрос оплаты расходов общества: «Мы бы смогли работать на безвозмездной основе, если бы нам разрешили осуществлять коммерческую деятельность. Общественные объединения раньше имели это право, но нас почему-то его лишили. Мы бы на семинарах с юридическими лицами смогли заработать себе на жизнь».

Даже если общества прекратят свою деятельность, юристы найдут, чем заняться. Благо специалисты этого профиля всегда востребованы. Но справится ли со всеми жалобами госсистема защиты прав потребителей?

В Отделе защиты прав потребителей и контроля за рекламой управления предпринимательства Мингорисполкома пока не рискуют предполагать, что будет, если все жалобщики пойдут к ним.

Ольга Артишевская


 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика