Всегда ли прав потребитель

_/

Всегда ли прав потребитель

04.07.2013

Долевые тяжбы

Красноярские строители на уровне своего союза заявили о возможности создания «чёрного списка» недобросовестных дольщиков. Маятник качнулся: раньше актуальными были перечни недобросовестных застройщиков. Поводом для столь резкого заявления представителей стройиндустрии стала практика судебных исков участников долевого строительства к строительным компаниям в рамках законодательства о защите прав потребителей.

По мнению застройщиков, ряд инвесторов начал использовать судебный механизм исключительно в целях личного обогащения, выдвигая исковые требования по надуманным предлогам. Поводом для такого заключения послужило то, что одни и те же люди судятся по нескольким объектам с разными компаниями. При этом суммы исковых требований сопоставимы со стоимостью строительства. Застройщики также предупредили, что ситуация может завершиться массовым переходом бизнеса к «серым схемам». Что это означает на практике? Например, отказаться от «долевой» схемы в принципе, а сданный дом продавать целиком специально созданному юридическому лицу, которое будет реализовывать жильё уже как вторичное.

— Естественно, когда есть небольшие недостатки дома, введённого в эксплуатацию, то застройщики как раньше их устраняли, так и сейчас устраняют, — говорит исполнительный директор Союза строителей Андрей Тихонов. — Вопрос в другом. Законодательство долгое время работало на защиту интересов граждан. Однако в последнее время начали действовать ряд новшеств, которые позволили превратить защиту прав потребителей в коммерчески выгодное дело. Во-первых, суды начали присуждать возмещение морального ущерба в достаточно крупных размерах. Во-вторых, штраф в размере 50 процентов от суммы иска за нарушение закона о правах потребителей взыскивается в пользу истца.

Андрей Тихонов привёл многочисленные примеры действительно странных исков. Например: дом сдан и заселён. Через некоторое время производится расширение проезжей части проходящей рядом дороги. И тут же от одного из собственников поступает иск о превышении допустимого уровня шума. Логично, если бы претензии предъявлялись тем, кто расширил дорогу. Однако виновными в данной ситуации истец считает строителей, хотя в тот момент, когда дом строился, никто не знал о будущей реконструкции улицы.

При этом, по мнению Андрея Тихонова, суды системно принимают решения в пользу потребителей, не замечая того, что многие иски шиты белыми нитками.

Председатель Красноярского общества защиты прав потребителей Михаил Шевцов, напротив, полагает, что большинство исков к строительным компаниям справедливы.

— Практически все без исключения строительные фирмы предоставляют гражданам жильё с недостатками, — считает он. — За последние десять лет к нам обратилась тысяча жителей Красноярска с претензиями в адрес застройщиков. Речь идёт о прямом обмане, затягивании сроков сдачи, многочисленных недоделках. А пресловутые «серые схемы» действуют и сейчас — например, заключение договоров участников долевого строительства с подставными фирмами, которые, как выясняется, не несут никакой ответственности.

В свою очередь, Михаил Шевцов считает, что суды не всегда проявляют должную объективность по отношению к недобросовестным застройщикам.

Очевидно, и у Александра Тихонова, и у Михаила Шевцова — своя правда. С одной стороны, слишком долго шла игра в одни ворота и обманутыми оказывались исключительно дольщики. Можно, конечно, сказать, что любой бизнес — дело рискованное. Нельзя исключить форс-мажорных факторов — экономического кризиса, например. Но риск за счёт чужого кармана, особенно когда из этого кармана вынимается последнее — дело совсем неблагородное.

Не стоит подвергать сомнению и судебные решения, ведь, прежде чем вердикт будет вынесен, суд исследует доказательства сторон. И если решение принимается в пользу дольщика — значит, его доказательства были убедительными.

С другой стороны, всегда найдутся люди, которые захотят извлечь коммерческую выгоду из самого благого дела — будь то гуманитарная помощь, сбор денег на излечение ребёнка или, в данном случае, защита прав потребителей. Думается, что таких всё же абсолютное меньшинство. И в связи с этим защитные меры, о которых говорят строители, выглядят не всегда адекватными. Да, формирование списка тех, кто превратил суды с застройщиками в доходный бизнес, — дело нужное. Но при одном условии: в этот перечень войдут только действительно недобросовестные инвесторы, а не все вообще, кто обратился в общественную организации или суд, чтобы найти защиту против брака и проволочек.

Что же касается «серых» схем. Если хорошо подумать, то меньше всего они нужны самим строителям. Потому что «серые» схемы направлены не только против недобросовестных инвесторов, но и против всех дольщиков вообще. Ведь если первые потеряют возможность обогащаться за счёт застройщика, то вторые — возможность защитить свои права. Очевидно, что реакция общества будет крайне негативной. А зачем застройщикам настраивать общество против себя?

За последние десять лет в общество защиты прав потребителей обратилась тысяча жителей Красноярска с претензиями в адрес застройщиков. Речь идёт о прямом обмане, затягивании сроков сдачи, многочисленных недоделках.

Но тогда получается, что выхода из ситуации нет? Отнюдь. Причём этот выход лежит в полностью правовом поле. Как отметил Александр Тихонов, практически единственная компания, с которой не судятся любители лёгкой наживы, — компания «Сибиряк». И не потому, что строит на голову качественнее, чем другие компании. Просто здесь создана сильная юридическая служба. Поэтому выиграть высосанное из пальца дело у «Сибиряка» бизнесменам-сутяжникам не удаётся.

Похоже, постепенно сбывается мечта романтиков-демократов 90-х годов прошлого века: мы начинаем жить в правовом государстве. Вот только раньше говорилось о неготовности к этому граждан, а сегодня с удивлением приходится констатировать неготовность бизнеса.

То, что происходит на строительном рынке, — отнюдь не аномалия. Волна судебных процессов захлестнула и рынок страховых услуг. Там тоже наряду с вполне добросовестными истцами есть масса любителей половить рыбку в мутной воде и пополнить карман за счёт страховой компании. И сегодня наиболее дальновидные страховщики приходят к тому, чтобы все справедливые претензии решать в досудебном порядке, а для вымогателей, прикрывающихся законом о защите прав потребителей, создавать сильные юридические подразделения. И, кстати, помогает.

Так что если есть проблема, то решать её надо. Но не с помощью экзотических методов российского производства — это может стать себе дороже.

Между прочим, по мнению ряда зарубежных специалистов в области менеджмента, рост качества производства, равно как и пересмотр требований к качеству в экономике США в 70-80-е годы прошлого века, вызван отнюдь не свободной конкуренцией производителей. Помилуйте, какая свободная конкуренция в стране, где уже в конце XIX века всем заправляли тресты? Радикальный поворот в сторону качества связывают с ростом могущества в Соединённых Штатах обществ защиты прав потребителей и соответствующей судебной практикой. Почему-то в эту версию верится больше, чем в спекуляции на тему «невидимой руки рынка».

Причём перехлёсты с судебными разбирательствами по защите прав потребителей «там» — гораздо круче, чем «здесь». По крайней мере, у нас ещё непредставима ситуация, когда истец может отсудить у производителя кастрюли круглую сумму лишь на том основании, что в инструкции к ней не прописано, что оную утварь нельзя надевать на голову.

Источник «Городские новости»

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика