Госдума приняла поправки в туристское законодательство в первом чтении

В среду, 25 февраля, Госдума приняла в первом чтении законопроект № 677890-6 об усилении ответственности участников туррынка. Перед вторым чтением, которое состоится не позднее конца марта, документ обещают доработать. АТОР направил свои предложения по изменению документа.

Докладчиком по законопроекту выступил  заместитель Министра культуры Григорий Ивлиев. Он начал свою речь напоминанием – в прошлом году обанкротилось 16 туроператоров, в результате чего пострадали примерно 75 тыс. человек. Правда, не все согласились, что внесение предлагаемых поправок сводит подобные риски к минимуму. Например, депутат Владимир Семёнов (ЛДПР) считает, что законопроект «не решает всех проблем туристов». По его мнению, принятие документа приведет к монополизации туристического рынка и росту цен на путевки.Так или иначе, документ был принят большинством (439) голосов.

Напомним, что ранее Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству и Комитет по финансовому рынку рекомендовали принять законопроект в первом чтении. Однако оба комитета одобрили документ с оговоркой, что его необходимо доработать между чтениями. Оба комитета подготовили свои предложения и исправления. В частности, Комитет по экономической политике предлагает отменить институт фингарантий и ввести на туррынке саморегулирование. Предполагается, что все дополнения и поправки должны быть внесены в документ в течение 30 дней. А значит, второе чтение проекта состоится не позже конца марта текущего года.

АТОР направил в Министерство культуры и Госдуму свои предложения по доработке законопроекта. В частности, Ассоциация предлагает исключить из проекта требование об осуществлении деятельности туристических агентств от имени и по поручению туроператора. Эта норма не только создаст лишние барьеры для деятельности малого и среднего бизнеса, но и ограничит предложение для потребителя туруслуг. «Дать возможность нескольким тысячам неконтролируемых туроператором агентств работать от своего имени не сможет ни один туроператор», — говорится в документе, подготовленном АТОР.

Кроме того, эта норма противоречит Гражданскому кодексу РФ, которые предоставляет юридическим лицам право выбора договора. «Разночтения в результате поправки породят бесконечные внеплановые проверки деятельности турфирм,  а их итоги, в первую очередь, будут зависеть от умения представителей компании договариваться с проверяющими», — считают эксперты Ассоциации.

Судя по Заключению Комитета Госдумы по экономической политике предпринимательству  ко второму чтению он, скорее всего, будет исключен из законопроекта. Отметим, что Заключение Комитета по экономической политике частично совпадает с пожеланиями бизнеса, касающимися законопроекта.  В частности, Комитет вслед за АТОР и Общественной палатой признал, «что ряд норм, содержащихся в текущей редакции законопроекта, может фактически повлечь за собой сворачивание легального туроператорского и турагентского бизнеса». Поэтому есть все основания ожидать, что ко второму чтению из законопроекта также будет удалена статья «об исключения туроператоров из реестра из-за неверного расчета прогнозного количества туристов».

Один из наиболее спорных вопросов законопроекта объем финансовых гарантий. На сегодняшний день проблема не только в размере финансового обеспечения, прописанного в документе, но и в том, что подавляющее большинство страховых компаний отказываются предоставлять фингарантию.  В пакете предложений АТОР предлагается сделать институт фингарантий опциональным. Туроператоры могут заключать договоры страхования гражданской ответственности со страховыми компаниями или получать банковскую гарантию в банках. Для туроператоров, которые по различным причинам отказываются от данного способа получения финансового обеспечения, предлагается создать при объединении «Турпомощь» два дополнительных фонда: фонд персональной ответственности туроператора (из расчета 500 руб. с человека) и фонд коллективной ответственности туроператоров перед потребителем (из расчета 100 руб. на человека). Средства из этих фондов должны быть предназначены на выплаты компенсаций туристам, которые не смогли отправиться на отдых из-за закрытия туристической компании.

Фонд, существующий при «Турпомощи» в настоящее время, предлагается оставить для тех же целей, что есть сейчас – для эвакуации туристов из-за рубежа. АТОР считает, что никакие другие фонды, страхование и банковские гарантии никогда не смогут обеспечить 100% защиту прав потребителей.

Наконец, заключительное предложение АТОР касается усиления ответственности перед потребителем турагентских компаний и авиакомпаний. В настоящее время ответственность на туристическом рынке возлагается исключительно на туроператоров. В отличие от туроператорского рынка, турагентский практически не регулируется. Предлагается выделить турагентов в отдельный реестр, обязать турагентства ежегодно предоставлять сведения о финансовом обеспечении и вносить эти данные в реестр. Реестр турагентств можно сформировать при Ростуризме. 

Похожая ситуация и с рынком авиаперевозки. Авиакомпании позволяют себе отправлять пассажиров в одну сторону, выписывая билеты только «туда», никак не гарантируя их возврат на родину, и объясняя свои действия неоплатой чартера со стороны заказчика, хотя по закону чартерная перевозка подразумевает полеты в обе стороны. Для авиакомпаний предлагается внести обязательное требование нести ответственность перед пассажирами, и, в первую очередь, обязать их осуществлять перевозку по чартерному маршруту «туда и обратно», указанному в  выписанных билетах только в обе стороны,  независимо от наличия оплаты от агента перевозчика за билеты. К слову, эта норма фактически сведет к нулю необходимость использования средств «Турпомощи» для эвакуации туристов.

АТОР также предлагает исключить из проекта предложение о создании единой информационной системы электронных путевок. «Данное решение можно оценить только как попытку введения тотального контроля не столько за действиями российских туристических компаний (у них и без того хранится вся информация о поездках), сколько за передвижениями граждан и их личными расходами. Подобного нет ни в одной стране мира. Думается, что возмущение российского общества подобными идеями и резонанс на них в нынешних условиях выйдут далеко за пределы нашей родины», — считают в Ассоциации. Аккумулирование в некой системе данных туристов (дата, место, сроки поездки, ФИО туристов и т.п.) противоречит целому ряду основных законов нашей страны, включая п.1 ст.23 Конституции РФ (неприкосновенность частной жизни). Таким образом, принятие нормы не только не защищает права потребителей, а нарушает их. Сведения, хранящиеся в системе, не помогут предотвратить банкротство или мошеннические действия туроператора. Они не нужны для оказания туристам экстренной помощи – «Турпомощь» вывезла десятки тысяч человек из-за рубежа без единой информационной системы, и ни один человек не был забыт за рубежом. Об этом свидетельствует отсутствие жалоб от потребителей в федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма и отраслевые объединения и в саму «Турпомощь»