Гигиенические требования к школьной форме.

 Гигиенические требования к школьной форме.

 

Информация для педагогов,родителей.

Одеждадетей играет существенную роль в сохранении и укреплении  здоровья детей и подростков.                                                        

Результаты  анализа заболеваемости свидетельствуют о наличии прямых, статистически значимых причинно-следственных связей  между функциональным назначением предметов одежды и ее качественными показателями, с одной стороны, и заболеваниями кожи (контактный и атопический  дерматиты)  и простудными  заболеваниями (грипп, острые респираторные заболевания, заболевания органов дыхания) с другой стороны.    

   Указанные  заболевания в структуре общей заболеваемости детей и подростков занимают ведущее ранговое место. Так, на долю кожи и подкожной клетчатки среди детей приходится около 4% от всех заболеваний. При этом, особое место среди заболеваний  кожи занимают контактные дерматиты, которые обусловлены снижением  функционального  назначения одежды 1-го и 2-го слоев.                                                   Несоответствие, используемой детской одежды и обуви ее функциональному назначению, снижение  функционального назначения одежды 3-го слоя и одежды 1-го и 2-го слоев, предназначенной для занятий физической культурой, на фоне   несовершенных в детском возрасте механизмов теплорегуляции и с учетом природно-климатических условий приводит  к простудным заболеваниям. При этом, в эпидемический процесс гриппа и ОРВИ в одинаковой степени  вовлекаются  дети всех возрастных групп.

 Поэтому показатели  безопасности одежды регламентируются  с учетом  возраста,  функционального  назначения, площади контакта  с кожей, состава  используемых материалов.

Соблюдение гигиенических  требований к одежде и обуви  формирует          микроклимат      пододежного  пространства (температура,влажность, паро- воздухопроницаемость ),                           позволяет одежде  обеспечивать субъективные комфортные условия при оптимальных  микроклиматических параметрах в помещении образовательного учреждения.

Совокупность  требований к материально-техническому  оборудованию образовательных учреждений (учебные помещения, гардеробы, раздевалки, мебель) и нормативных требований к функциональному назначению одежды детского ассортимента, качеству и безопасности материалов  формирует необходимость  введения  специализированной одежды для школы (школьной формы).Использование  школьной формы  определяет  целесообразность повышения требований, как к функциональному назначению, так и к качеству одежды для детей и подростков.                                                                  

Актуальность школьной формы обусловлена и особенностями роста    и  развития детского организма в этот период. Дети различного возраста имеют особенности движения (степень развития мышц, амплитуда движений и др.), которые оказывают влияние на величины  изменения                         размеров тела детей в динамике. Эргономически  совершенная (удобная     ребенку в статике и динамике)  школьная форма  позволяет  формировать     осанку  детской  фигуры и призвана  обеспечить  динамический комфорт. 

  Комфортная и удобная школьная  форма, сшитая из натуральных и безопасных  материалов, является залогом, прежде всего, сохранения здоровья учащихся, а также решения социальных проблем, формирует позитивный настрой, психологически спокойное состояние и активизирует желание учиться.

Текстильные материалы  и готовые швейные изделия должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности, а также нормам по гигроскопичности, воздухопроницаемости, электризуемости, содержанию свободного формальдегида и устойчивой окраски.

Результаты анализа рынка детской одеждой свидетельствуют о том, что шелковые костюмные ткани изготавливают из комплексных синтетических нитей и штапельной пряжи. Для костюмов применяются также ткани из комплексных  полиамидных или полиэфирных нитей, эластановых волокон, вискозных волокон, а также ткани из сочетания различных видов химических нитей.

Шерстяные ткани ,для улучшения их свойств выпускают с добавлением химических волокон:30-35% полиэфирных и 40% полиэфирных волокон,3% капрона и 40% лавсана.

На показатели теплозащитности влияет гигроскопичность. С повышением влажности материалов снижается их тепловое сопротивление и увеличивается теплопроводность. По этой причине к гигроскопичным шерстяным тканям добавляется до 50 % химических волокон, в основном нитрона или вискозы (30%).

Исходя из этого, более широкое применение должны находить текстильные материалы с хорошими гигиеническими свойствами  ( гигроскопичность, воздухопроницаемость, влагопоглащение, теплозащитность, напряженность электростатического поля на поверхности изделий ).Более всего указанным гигиеническим свойствам отвечает шерстяная ткань.Некоторые сорта хлопчатобумажной ткани ,особенно трикотаж,фланель,также обладают достаточно высокими гигиеническими качествами.Эти ткани сорошо сохраняют тепло,обеспечивают проветривание слоя воздуха  между одеждой и телом,хорошо впитывают влагу.Пошив повседневной детской одежды из кожаной и прорезиненной ткани не рекомендуются.

К числу таких тканей, которые остаются пока еще незаменимыми при изготовлении определенных видов детской одежды с позиции гигиенических свойств относятся, прежде всего, футерованные хлопчатобумажные ткани, фланель, бумазея и другие.

 

       Для изготовления изделий 1 слоя одежды(нижнее бельё)целесообразно с гигиенических позиций  использовать хлопчатобумажные ткани и шелковый трикотаж.Не рекомендуется нижнее белье для детей из синтетических волокон(нейлон,капрон,ацетат,триацетат).При ношении белья из указанных синтетических волокон организм подвергается действию статического электрического поля ,оказывающего нервно-трофическое влияние не только на поверхность тела ,но и на сотояние внутренней среды организма.Нижнее бельё из хлопка или вискозы даже защищает от действия статического электрического поля последующих слоев одежды,изготовленной из синтетических тканей.

Гигиенические требования к обуви  обусловлены тем,что размер,фасон и жесткость низа детской обуви не должны препятствовать развитию стопы.Обувь для дтей и подростков изготавливают в точном соответствии с длиной и шириной стопы.Недопустимо использовать тесную или слишком свободню обувь.Для формирования правильной стопы носок обуви должен быть свободным, а каблук широким,высотой не боле 1,5-2 см.Ношение девочкам обуви на высоком каблуке(4-5 см) может в дальнейшем отрицательно отразиться на родовой функции.Наилучшим материалом для изготовления зимней обуви является кожа,а для летней –прюнель,парусина.Резиновая и лакированная обувь, а также обувь,изготовленная из синтетических материалов для детей не рекомендуется. Резиновую обувь в сырую погоду  следует обязательно одевать на шерстяной носок.Нельзя допускать,чтобы школьники находились в помещении в спортивной обуви-резиновых тапочках или кедах.

           Правовой основой требований, предъявляемых к условиям содержания детей и подростков в образовательных учреждениях, а также к детской одежде являются: Закон Российской Федерации от 07.02.1992года № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Федеральный закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека» и технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011)