Дело № 2-5251/2016 Люблинский районный суд г. Москвы по иску МРООП «Общество защиты прав потребителей «Единство» к ООО «БУТА»

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

 

11 июля 2016 года

Люблинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Чугайновой А.Ф. при секретаре Егоровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5251/2016 по иску МРООП «Общество защиты прав потребителей «Единство» к ООО «БУТА» о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей,

установил:

МРООП «Общество защиты прав потребителей «Единство» обратилась к ООО «БУТА» с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, указав в обоснование, что инспекторами данной организацией был проведен общественный контроль в магазине ООО «БУТА», расположенном по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, дом 13 в результате которого установлены нарушения со стороны ответчика требований Закона о защите прав потребителей, постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования…», ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» и других нормативно-правовых актов. Межрегиональная общественная организация потребителей Центр защиты прав потребителей и предпринимателей «Обпотребконтроль» просила признать указанные действий противоправными, возложить на ответчика обязанность по прекращению подобных действий, довести в 10-дневный срок до сведения потребителей решение суда, а также возместить расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 ООО руб. и эксперта в размере 25 ООО руб.

Представитель МРООП «Общество защиты прав потребителей «Единство» по доверенности Лагутина Е.С. в ходе судебного заседания исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить.

г. Москва

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещался неоднократно, судебные повестки вернулись с отметкой «Истек срок хранения». В силу пункта 2 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, либо по адресу, указанному самим юридическим лицом (пункт 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»), Юридическим адресом ООО «БУТА» является г. Москва, ул. Шоссейная, д. 13. Однако повести по данному адресу ответчиком не получены. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, поскольку в силу ч. 2 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия, согласно п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства с учетом требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пункт 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает право общественных объединений потребителей для осуществления своих уставных целей проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей.

В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Межрегиональная общественная организация потребителей «Общество защиты прав потребителей «Единство» (далее — «истец») зарегистрирована Управлением Министерства юстиции РФ по Москве решением от 05.07.2012г.; запись о создании некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 10.07.2012г.

В соответствии с пунктом 2.1. Устава истца целью его деятельности является содействие защите прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, защита их интересов. Деятельность истца осуществляется в Москве, Московской области, Владимирской области (п. 1.10 Устава).

Мероприятия общественного контроля проводились в торговой точке ответчика.

Ст. 182 ГК РФ предусматривает, что полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.), таким образом, общественный контролер, посетив торговую точку в рабочее время магазина, проводил мероприятия общественного контроля в присутствии уполномоченного лица ответчика.

В процессе мероприятий общественного контроля истец в лице своего общественного контролера Красновой Анны Евгеньевны выявил нарушение продавцом обязательных требований Закона и принятых в соответствии с ним, нормативных актов1, что зафиксировано в Информации о выявленных нарушениях прав потребителей в ходе мероприятий общественного контроля № АН-8 от 26.10.2015 (далее — «Информация»), акте осмотра № АН-8 от 26.10.2015и подтверждается материалами фотофиксации:

  • В нарушение п. 9 Правил продажи»Правила продажи» не доводятся продавцом до сведения покупателей в наглядной и доступной форме («Правила продажи» имеются, но в редакции 2008г.);
  • В нарушение п. 1 ст. 9 Закона, п. 10 Правил продажи продавец — юридическое лицо не доводит до сведения потребителя наименование своей организации (отсутствует вывеска);
  • В нарушение п. 1 ст. 9 Закона, п. 10 Правил продажи продавец — юридическое лицо не доводит до сведения потребителей место его нахождения (юридический адрес) на вывеске (отсутствует вывеска);
  • В нарушение п. 1 ст. 9, ст. 11 Закона; п. 10 Правил продажипродавец не доводит до сведения потребителей на вывеске режим его работы (отсутствует вывеска);
  • В нарушение п. 7 Правил продажи в торговом зале на доступном месте отсутствует соответствующее исправное и своевременно прошедшее метрологическую поверку измерительное оборудование (контрольные весы отсутствуют);
  • В нарушение п. 19 Правил продажи отсутствуют единообразно и четко оформленные ценники на товар: протертые с сахаром Персики фруктовый десерт, протертая с сахаром Вишня фруктовый десерт, протертая с сахаром Клубника фруктовый десерт, протертая с сахаром Смородина красная фруктовый десерт и СОУС ЧИЛИ с указанием наименования товара, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника; на ценниках не указана валюта цены в рублях;
  • В нарушение ст. 8 Закона; п. 10, 11 Правил продажи информация для потребителей размещается в неудобных для самостоятельного ознакомления покупателя местах (информационный стенд находится в труднодоступном месте);
  • В нарушение п. 5 ст. 4, п. 5 ст. 5 Закона; п. 8.24 Санитарных правилпродажа товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, а именно на товары Мед липовый 300г, Сыр Тильзитер 1кг;
  • В нарушение п. 8 Правил продажи по требованию потребителей не предоставляется книга отзывов и предложений (по требованию не предоставили книгу отзывов и предложений);

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 ГК РФ бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнении обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуальном предпринимателе, импортере).

Более того, согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ о 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, о том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).

Поскольку федеральным законом установлено, что истец не обязан доказывать суду факт нарушения ответчиком обязательных требований, то ответчик должен представить суду доказательства, освобождающие его от ответственности и отвечающие требованиям ст. 55, 59,60 ГПК РФ.

В силу статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 этой же статьи, общественные объединения потребителей, которым в соответствии с Уставом является и истец по настоящему делу, в т.ч. вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей, а также вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей, группы потребителей или неопределенного круга потребителей. Составляя Информацию и делая покупку товара, общественный контролер действовал в соответствии с уставом истца и статьей 45 Закона. Единственное законное ограничение общественного контроля истца как общественного объединения потребителей — запрет требовать от продавца представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом, нарушено не было. Таким образом, добытые при общественном контроле истцом доказательства получены в установленном законом порядке надлежащим образом уполномоченными лицами законным путем и являются надлежащими и допустимыми и в силу п. 2 ст. 55 ГПК РФ имеют юридическую силу и могут быть положены в основу решения суда.

Составленная ОЗПП «Единство» Информация представляет собой письменную форму фиксации сведений (информации) о фактах нарушений прав потребителей и получена в предусмотренном статьей 45 Закона порядке в ходе мероприятий общественного контроля, а потому является допустимым доказательством по делу. Участие в составлении Информации эксперта как независимого лица, также подтверждает его допустимость как доказательства (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.07.2012 по делу N 11-12000).

Для фиксации даты, времени, места и факта нарушений в ходе общественного контроля была осуществлена покупка товара, что подтверждается кассовым чеком. В силу ст. 493 ГК РФ кассовый чек считается безусловным доказательством заключения договора розничной купли-продажи товара в день рассматриваемых событий. Возражений по факту покупки, оспаривания действий контролера со стороны продавца не последовало. Право проводить покупку товара у контролера имеется как у представителя общественного объединения потребителей, которое в ходе мероприятий общественного контроля в силу ст. 45 Закона обладает правами потребителей, в т.ч. правом покупать товары. В ходе общественного контроля контрольная закупка товара не производилась, однако для уточнении наименования продавца и его ИНН, в кассовой зоне из коробки с использованными чеками был взят чужой кассовый чек, по которому уточнялось наименование, организационно-правовая форма продавца и его ИНН.

Согласно п. 4 ст. 13 Закона продавец освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, только в том случае, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом. Таким образом, бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, лежит на продавце. Однако, ни в ходе общественного контроля, ни позднее ответчиком не представлены доказательства в подтверждение обстоятельств, освобождающих его от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, нарушение которых зафиксировано в ходе общественного контроля истцом и независимой экспертизой.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ). Таким образом, поскольку федеральным законом установлено, что истец не обязан доказывать суду факт нарушения ответчиком обязательных требований, то это не требуется и в силу ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В связи с этим, поскольку истец не несет бремени доказывания нарушений продавца, любые недостатки и недочеты представленных истцом суду доказательств, не имеют правового значения.

Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товара устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качеств и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей средь получение информации о товарах и об их изготовителях (исполнителя; продавцах).

Согласно статье 1 Закона Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномочена организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договора (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 04.10.2012 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товара длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы габарита, фасона, расцветки или комплектации» утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее — «Правила продажи»).

Согласно п. 5 Правил продажи, продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах.

Согласно статье 39 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 № 23 «О введении в действие Санитарных правил» с 1 января 2002 года введены в действие санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01» (далее — «Санитарные правила»).

В отношении указанных в настоящем иске нарушений продавца установлены следующие нарушения обязательных требований законодательства.

В нарушение п. 9 Правил продажи»Правила продажи» не доводятся продавцом до сведения покупателей в наглядной и доступной форме («Правила продажи» имеются, но в редакции 2008г.).

Согласно п.9 Правил продажи текст «Правил продажи» доводится продавцом до сведения покупателей в наглядной и доступной форме.

В нарушение п. 1 ст. 9 Закона, п. 10 Правил продажи: продавец — юридическое лицо не доводит до сведения потребителя наименование своей организации (отсутствует вывеска).

Согласно п. 1 статьи 9 Закона продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Согласно п. 10 Правил продажи информация о фирменном наименовании (наименование) своей организации, месте ее нахождения (юридический адрес), режиме работы, а также сведения о лицензировании деятельности продавца размещается в удобных для самостоятельного ознакомления покупателя местах.

В нарушение п. 1 ст. 9 Закона, п. 10 Правил продажи: продавец — юридическое лицо не доводит до сведения потребителей место его нахождения (юридический адрес) на вывеске (отсутствует вывеска).

Согласно п.1 статьи 9 Закона продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Согласно п. 10 Правил продажи информация о фирменном наименовании (наименование) своей организации, месте ее нахождения (юридический адрес), режиме работы, а также сведения о лицензировании деятельности продавца размещается в удобных для самостоятельного ознакомления покупателя местах.

В нарушение п. 1 ст. 9, ст. 11 Закона; п. 10 Правил продажи продавец не доводит до сведения потребителей на вывеске режим его работы (отсутствует вывеска).

Согласно п.1. статьи 9 Закона продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Согласно статье 11 Закона режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей и не указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно. Режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному.

Согласно п. 10 Правил продажи информация о фирменном наименовании (наименование) своей организации, месте ее нахождения (юридический адрес), режиме работы, информация о государственной регистрации предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа, а также сведения о лицензировании деятельности продавца размещается в удобных для самостоятельного ознакомления покупателя местах.

  1. В нарушение п. 7 Правил продажи в торговом зале на доступном месте отсутствует соответствующее исправное и своевременно прошедшее метрологическую поверку измерительное оборудование (контрольные весы отсутствуют).

Согласно п. 7 Правил продажи для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование, которое продавец обязан содержать в исправном состоянии, своевременно и в установленном порядке проводить его метрологическую поверку.

  1. В нарушение п. 19 Правил продажи отсутствуют единообразно и четко оформленные ценники на товар: протертые с сахаром Персики фруктовый десерт, протертая с сахаром Вишня фруктовый десерт, протертая с сахаром Клубника

фруктовый десерт, протертая с сахаром Смородина красная фруктовый десерт СОУС ЧИЛИ с указанием наименования товара, цены за вес или единицу товара подписи материально ответственного лица или печати организации, да оформления ценника; на ценниках не указана валюта цены в рублях.

Согласно п. 19 Правил продажи продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара подписи материально ответственного лица или печати организации, да| оформления ценника.

  1. В нарушение ст. 8 Закона; п. 10, 11 Правил продажи информация д потребителей размещается в неудобных для самостоятельного ознакомлен покупателя местах (информационный стенд находится в труднодоступном месте).

Согласно статье 8 Закона потребитель вправе потребовать предоставлен: необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавцу режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводит до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договор

  • о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сфер, обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъект Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Согласно п. 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможное правильного выбора товаров.

Согласно п. 10 Правил продажи продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место  нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Продавец — индивидуальны предприниматель должен предоставить покупателю информацию государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его орган; Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то о обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также о органе, ее выдавшем. Указанная информация размещается в удобных да ознакомления покупателя местах.

  1. В нарушение п. 5 ст. 4, п. 5 ст. 5 Закона; п. 8.24 Санитарных правил продажа товара, на который должен быть установлен срок годности, но он в установлен, а именно на товары Мед липовый З00г, Сыр Тильзитер 1кг.

Согласно пункту 8.24 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1066

  • в организациях торговли запрещается реализация продукции с истекшим1 сроками годности.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в оборот пищевые продукты, сроки годности которых истекли. Указанная продукции признается некачественной и опасной и подлежит утилизации или уничтожению в порядке, предусмотренном Положением о проведении экспертизы некачественны) и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения, утвержденных постановлением Правительства Российской

Федерации от 29.09.1997 N 1263. Некачественная и опасная пищевая продукция до принятия и исполнения решения о дальнейшем ее использовании или уничтожении, подлежит хранению в отдельном помещении на складе, в холодильнике (изолированной камере) с соблюдением условий, исключающих к ней доступ.

Согласно п. 5 статьи 4 Закона если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Согласно п. 5 статьи 5 Закона продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

  1. В нарушение п. 8 Правил продажи по требованию потребителя не предоставляется книга отзывов и предложений (по требованию не предоставили книгу отзывов и предложений).

Согласно п.8 Правил продажи продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.

В ходе мероприятий общественного контроля контролер потребовал от Продавца предоставить книгу отзывов и предложений, которая ему не была предоставлена, что зафиксировано в Информации.

Также в процессе мероприятий общественного контроля истец в лице своего общественного контролера Красновой Анны Евгеньевны выявил в продаже ответчика товары, имеющие признаки несоответствия требованиям законодательства о защите прав потребителей2 и сделал их фотографии, подтверждающие наличие нарушений обязательных требований к товарам, что зафиксировано в Информации о выявленных нарушениях прав потребителей в ходе мероприятий общественного контроля № АН-8 от 26.10.2015, акте осмотра № АН-8 от 26.10.2015 и материалами фотофиксации:

Мед липовый 300г:

В нарушение п. 11 Правил продажи; п. 3.5.1. ГОСТ Р 51074-2003; п. 1 ч. 4.1 ст. 4, ч. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011не соблюдены требования к указанию наименования товара (отсутствует информация о наименовании товара на русском языке);

В нарушение п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 10 Закона; п. 15 Правил продажи; п. 3.5.2 ГОСТ Р 51074-2003; п. 1 ч. 4.1 ст. 4, ч. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011не соблюдены требования к указанию наименования и местонахождения изготовителя (отсутствует наименование и местонахождение изготовителя на русском языке);

В нарушение п. 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи; п. 3.5.4 ГОСТ Р 51074- 2003; п. 1 ч. 4.1 ст. 4, ч. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/20Пне соблюдены требования к указанию информации о массе нетто продукта (отсутствует информация о массе продукта на русском языке);

В нарушение п. 2 ст. 10 Закона; п. 32 Правил продажи; п. 3.5.6 ГОСТ Р 51074- 2003; п. 1 ч. 4.1 ст. 4, ч. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011не соблюдены требования к указанию информации о пищевой ценности продукта (отсутствует информация о пищевой ценности продукта);

В нарушение п. 2 ст. 10 Закона; п. 32 Правил продажи; п. 3.5.9 ГОСТ Р 51( 2003; п. 1 ч. 4.1 ст. 4, ч. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 не соблюдены требован указанию информации об условиях хранения пищевых продуктов (отсутствует информация об основных условиях хранения пищевого продукта);

В нарушение пп. 4, 5 ст. 5 Закона; пп. 24, 34 Правил продажи; п. 3.5.10 ГС Р 51074-2003; п. 1 ч. 4.1 ст. 4, ч. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 не соблюдены требования к указанию информации о сроке годности (отсутствует информация на pycci языке о сроке годности пищевого продукта);

В нарушение п. 2 ст. 10 Закона; п. 32 Правил продажи; п. 3.5.13 ГОС 51074-2003; п. 1 ч. 4.1 ст. 4, ч. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011не соблюдены требования указанию информации о дате изготовления и дате упаковывания (отсутствует информация на русском языке о дате изготовления и дате упаковывания);

В нарушение п. 6 Правил продажи; п. 3.5.2 ГОСТ Р 51074-2Й не указана страна производства (отсутствует информация на русском языке стране производства пищевого товара);

Сыр Тильзитер 1 кг:

В нарушение пп. 5 п. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке предварительно расфасованной ответчик пищевой продукции отсутствует обязательная маркировка (отсутствует; маркировка с указанием наименования, даты изготовления, срока годности условия хранения пищевой продукции);

Как установлено ст.ст. 492,495 ГК РФ, по договору розничной купли-продажи; продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продажи товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного предпринимательской деятельностью. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продал соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способ; предоставления такой информации. Продавец, не предоставивший покупателя возможность получить соответствующую информацию о товаре, нес ответственность и за недостатки товара, возникшие после его переда1 покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи отсутствием у него такой информации.

Согласно п. 1 статьи 10 Закона продавец обязан своевременно предоставляет потребителю необходимую и достоверную информацию о товара обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным виде товаров перечень и способы доведения информации до потребите, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Согласно п. 15 Правил продажи информация о товаре, его изготовителе продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.

Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов.

Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.

При этом на основании п. 14 Правил продажи продавец должен предоставить также другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, обязательными требованиями стандартов.

В силу п. 33 Правил продажи продавец обязан произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров. За продажу товаров без необходимой документации и информации несет ответственность продавец. Согласно п. 8.24 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01» (введены с 01 января 2002 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 № 23 «О введении в действие Санитарных правил») в организациях торговли запрещена продажа товаров без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативной и технической документации.

В соответствии со статьями 6, 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования. Требования к продукции или к связанным с ними процессам хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пункт 1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ).

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» устанавливает, что основной задачей предоставления информации о товаре (работе, услуге) является обеспечение возможности его компетентного выбора. Компетентность выбора обеспечивается предоставлением информации о назначении товара, его характеристиках, условиях использования, гарантиях и т.п.

Судебная практика исходит из того, что потребителю достоверная и точная информация должна быть предоставлена вместе с приобретаемым товаром, а не устанавливаться потребителем самостоятельно посредством сопоставления различных документов.

В отношении указанных в настоящем иске товаров установлены следующие нарушения обязательных требований к товарам:

Мед липовый 300г- нарушение требований к указанию наименование товара (отсутствует информация о наименовании товара на русском языке).

Согласно п. 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверной информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке до содержать наименование товара.

Согласно статье 39 Технического регламента Таможенного союза безопасности пищевой продукции» маркировка пищевой продукции до соответствовать требованиям технического регламента Таможенного со устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможен» союза на отдельные виды пищевой продукции. Согласно п. 1 части 4.1 стать Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части маркировки» маркировка упакованной пищевой продукции должна содержат наименование пищевой продукции. Предусмотренная пунктом 1 части настоящей статьи и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пище продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном( языке(ах) государства — члена Таможенного союза при наличии соответствующий требований в законодательстве(ах) государства(в) — члена(ов) Таможенного союза за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи.

Согласно п. 3.5.1. ГОСТ Р 51074-2003 информация о пищевых продуктах должна содержать наименование продукта. Наименование должно быть понятно потребителю, конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать природу, место происхождения, позволять отличать данный продукт от другого. Наименование пищевого продукта наносят четко различаемым шрифт выделяющимся на любом фоне.

Мед липовый 300г — нарушение требований к указан наименования и местонахождения изготовителя (отсутствует наименование местонахождение изготовителя на русском языке).

Согласно п. 2 статьи 10 Закона информация о товарах в обязательном поря должна содержать адрес (место нахождения), фирменное наименован (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортер:

Согласно п.1 статьи 8 Закона потребитель вправе потребовать предоставлен!: необходимой и достоверной информации об изготовителе, режиме его работы реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сфер: обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрении изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъекта Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Аналогично, согласно п. 15 Правил продажи информация о продавце, товара и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке,

дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона должна в наглядной и доступной форме доводиться до сведения потребителя при заключении договоров о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания. Учитывая это, предоставление данной информации на иностранном языке, без сообщения перевода в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 Закона, следует расценивать как непредоставление необходимой информации. Согласно п. 2 ст. 10 Закона информация о товарах (работах, услугах) среди прочего в обязательном порядке должна содержать адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера. Таким образом, эта информация должна быть на русском языке, указание ее на иностранном языке или буквами латинского алфавита может допускаться ГОСТами или нормативными документами в дополнение к информации на русском языке, но не как замена информации на русском языке и буквами русского алфавита.

Согласно статье 39 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Согласно п. 1 части 4.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя — изготовителя пищевой продукции, а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера. Предусмотренная пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства — члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) — члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи.

Согласно п. 3.5.2. ГОСТ Р 51074-2003 информация о пищевых продуктах должна содержать наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и при несовпадении с юридическим адресом адрес(а) производств(а) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии). Юридический адрес изготовителя импортных пищевых продуктов указывают на языке страны его местонахождения буквами латинского алфавита, а наименование страны — на русском языке.

Таким образом, согласно Закону информация об изготовителе то (включая название и адрес) предоставляется потребителю на русском языке буквами русского алфавита, а согласно ГОСТ Р 51074-2003 помимо э юридический адрес изготовителя импортных пищевых продуктов указываю языке страны его местонахождения буквами латинского алфавита.

Мед липовый 300г — нарушение требований к указанию информации массе нетто продукта (отсутствует информация о массе продукта на рус языке).

Согласно п. 2 статьи 10 Закона информация о товарах в обязательном пор должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров; (объеме).

Согласно п. 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверной информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке до содержать сведения об основных потребительских свойствах товара.

Согласно статье 39 Технического регламента Таможенного союза безопасности пищевой продукции» маркировка пищевой продукции до соответствовать требованиям технического регламента Таможенного со устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможен союза на отдельные виды пищевой продукции. Согласно п. 1 части 4.1 статье Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части маркировки» маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать количество пищевой продукции. Предусмотренная пунктом 1 части 4.1 настоя статьи и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукция должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке государства — члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) — члена(ов) Таможенного союза, исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи.

Согласно п. 3.5.4. ГОСТ Р 51074-2003 информация о пищевых продуктах должна содержать массу нетто, или объем, или количество продукта.

Для жидких фасованных продуктов указывают объем, для других продукт массу нетто.

Массу нетто продукта указывают в г или кг, объем — в л или сл, или мл, г куб. см, или куб. дм.

Для продуктов, в которых основной компонент находится в жидкой среде сиропе, тузлуке, маринаде, рассоле, во фруктовом или овощном соке, в бульон^ другой), помимо общей номинальной массы нетто должна быть указе номинальная масса нетто основного компонента.

Для фасованных пищевых продуктов, масса нетто или объем которых и хранении уменьшается, а также для продаваемых поштучно или «на весы (взвешиваются в присутствии потребителя) массу нетто или объем продуктов допускается не указывать.

Мед липовый 300г — нарушение требований к указанию информации о пищевой ценности продукта (отсутствует информация о пищевой ценности продукта).

Согласно п. 2 статьи 10 Закона информация о товарах в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения среди прочего — о пищевой ценности.

Согласно п. 32 Правил продажи информация о продовольственных товарах в соответствии с обязательными требованиями стандартов в зависимости от вида товаров помимо сведений, указанных в пунктах 11, 12 и 13 настоящих Правил, должна содержать сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов).

Согласно п. 3 статьи 18 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» на этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов среди прочего должна быть указана информация на русском языке о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов).

Согласно п. 3.31. СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»в пищевых продуктах определяются показатели пищевой ценности. Показатели пищевой ценности пищевых продуктов обосновываются изготовителем (разработчиком технических документов) на основе аналитических методов исследования и/или с использованием расчетного метода с учетом рецептуры пищевого продукта и данных по составу сырья.

Согласно статье 39 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Согласно п. 1 части 4.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи. Предусмотренная пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства — члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) — члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи.

Согласно п. 3.5.6. ГОСТ Р 51074-2003 информация о пищевых продуктах должна содержать сведения о пищевой ценности (калорийность или энергетическая ценность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов) в соответствии с разделом 4 ГОСТ Р 51074-2003.

Согласно разделу 4 ГОСТ Р 51074-2003 пищевая ценность обязательно должна указываться для всех пищевых продуктов за исключением мяса птицы в тушках (неупакованного в потребительскую тару); яиц, не упакованных в

потребительскую тару; соли поваренной пищевой, плодоовощных продуктов картофеля свежих упакованных; чая, кофе, чайных и кофейных напитков натуральных пищевкусовых продуктов и сухих приправ, ароматизаторе пищевых добавок; концентратов и концентрированных основ напитков алкогольных; солодовых напитков (кроме пива), напитков на зерновом сырье слабоалкогольных напитков; вод минеральных питьевых; искусственных минерализованных вод; пыльцы цветочной (обножки), маточного молочка прополиса; воды питьевой фасованной (бутилированной).

Информационные (расчетные) показатели содержания питательных веществ указывают как массу углеводов, белков, жиров, макро- и микроэлементов в И| или 100 мл, или 100 куб. см съедобной части продукта, калорийность/энергетическую ценность — в килокалориях и/или килоджоулей расчете на 100 г, или 100 мл, или 100 куб. см продукта.

Сведения о содержании белков, жиров, углеводов калорийности/энергетической ценности приводятся в случае, если их значение 100 г (мл, куб. см) пищевого продукта составляет не менее 2%, а для минералы веществ и витаминов не менее 5% от рекомендуемого суточного потребления.

Мед липовый 300г — нарушение требований к указанию информации условиях хранения пищевых продуктов (отсутствует информация об основных условиях хранения пищевого продукта).

Согласно преамбуле Закона безопасность товара — безопасность товара жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации.

Статья 7 Закона определяет, что потребитель имеет право на то, чтобы то при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки  утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые доля обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом в установленном им порядке. Если для безопасности использования товара, хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее — правила), изготовитель обязан указать эти правила сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом, апродавец обязан довести эти правила до сведения потребителя.

В соответствии с п. 2 статьи 10 Закона информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать сведения об условиях применения и хранения продуктов питания.

Согласно статье 39 Технического регламента Таможенного союза безопасности пищевой продукции» маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного сок устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Согласно п. 1 части 4.1 статьи Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части маркировки» маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем и

предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки. Предусмотренная пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства — члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) — члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи.

Согласно п. 3.5.9. ГОСТ Р 51074-2003 условия хранения указывают для продуктов, требующих специальных условий хранения (пониженной температуры, определенных влажности окружающего воздуха и светового режима и других), если в документах в соответствии с которыми изготовлены продукты, установлены требования к условиям хранения. Для консервированных продуктов могут быть указаны условия хранения после вскрытия упаковки.

Согласно п 32 Правил продажи информация о продовольственных товарах в соответствии с обязательными требованиями стандартов в зависимости от вида товаров помимо сведений, указанных в пунктах 11, 12 и 13 настоящих Правил, должна содержать условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения).

Согласно п. 3 статьи 18 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» на этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов среди прочего должна быть указана информация на русском языке об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения).

Мед липовый 300г — нарушение требований к указанию информации о сроке годности (отсутствует информация на русском языке о сроке годности пищевого продукта).

Согласно п. 4, 5 ст. 5 Закона на продукты питания, парфюмерно- косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

Сходные положения по этому же вопросу предусмотрены и в Федеральном законе от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», согласно ст. 16 которого при разработке новых пищевых продуктов индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны устанавливать сроки годности на те из них, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается, которые приобретают свойства, представляющие опасность для здоровья человека, и в связи с этим утрачивают пригодность для использования по назначению.

Согласно п. 34 Правил продажи в случае предпродажного фасования и упаковки развесных товаров, производимых продавцом, на расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика.

Пункт 11 Правил продажи устанавливает требование, согласно которому продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению.

Согласно п. 24 Правил продажи товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.

Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию (п. 30 Правил продажи).

Согласно статье 39 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Согласно п. 1 части 4.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать срок годности пищевой продукции. Предусмотренная пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства — члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) — члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи.

Согласно п. 3.5.10. ГОСТ Р 51074-2003 информация о пищевых продуктах должна содержать сведения о сроке годности. Согласно п. 2.11. ГОСТ Р 51074-2003 срок годности — это период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению.

Срок годности исчисляют с даты изготовления. Срок годности устанавливает изготовитель пищевых продуктов с указанием установленных условий хранения.

Мед липовый 300г — нарушение требований к указанию информации о дате изготовления и дате упаковывания (отсутствует информация на русском языке о дате изготовления и дате упаковывания).

Согласно п. 2 статьи 10 Закона информация о товарах в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров, о дате и месте изготовления и упаковки.

Мед липовый 300г — не указана страна производства (отсутствует информация на русском языке о стране производства пищевого товара).

Согласноп. 3.5.2. ГОСТ Р 1954-2003 информация о пищевых продуктах должна содержать наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и при несовпадении с юридическим адресом адрес(а) производств(а)) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии). Юридический адрес изготовителя импортных пищевых продуктов указывают на языке страны его местонахождения буквами латинского алфавита, а наименование страны — на русском языке.

Согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке»информация об импортных непродовольственных товарах должна содержать следующие сведения на русском языке: наименование товара; наименование страны, фирмы-изготовителя (наименование фирмы может быть обозначено буквами латинского алфавита) и пр. Информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках — вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Согласно п. 6 Правил продажи товаров по образцам продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о своей организации и режиме ее работы, а также о товарах и их изготовителях в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»; информация о товарах (для импортных товаров — на русском языке) и их изготовителях должна содержать место нахождения (юридический адрес)…, для импортного товара — наименование страны происхождения товара.

Согласно п. 11 Правил продажи информация о товарах в обязательном порядке должна содержать место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара — наименование страны происхождения товара. Из этого следует, что реквизит «наименование страны-изготовителя» является самостоятельным реквизитом несмотря на возможное указание страны в адресе изготовителя.

Сыр Тильзитер 1кг — на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке предварительно расфасованной ответчиком пищевой продукции отсутствует обязательная маркировка (отсутствует маркировка с указанием наименования, даты изготовления, срока годности и условия хранения пищевой продукции).

Согласно пп. 5 п. 4.12 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» при фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствии потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения.

Аналогичные требования п. 34 Правил продажи отдельных видов товаров, согласно которым на расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика для пищевой продукции не подлежат применению на основании п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» в связи с вступлением в силу с 1 июля 2013 года технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки».

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 02 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственными стандартами. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются. Согласно п.п. 75, 77 ГОСТ 17527-2003. Межгосударственный стандарт. «Упаковка. Термины и определения» маркировка — информация в виде надписей, цифровых, цветовых и условных обозначений, наносимая на продукцию, упаковку, этикетку или ярлык для обеспечения идентификации и ускорения обработки при погрузочно- разгрузочных работах, транспортировании и хранении; потребительская маркировка — маркировка, информирующая об изготовителе, количестве и качестве упакованной продукции.

Согласно части 4.12 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения. Сведения, предусмотренные подпунктами 1, 4 — 6 пункта 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, удаление которой с потребительской упаковки затруднено. Сведения, предусмотренные подпунктами 2, 3, 7 — 11 пункта 1 части 4.1 настоящей статьи, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице. В случае, если площадь большей стороны потребительской упаковки пищевой продукции не превышает 10 квадратных сантиметров, сведения, предусмотренные пунктом 2 (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи) и подпунктами 3, 7 — 11 пункта 1 части 4.1 настоящей статьи, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, помещаемый в каждую потребительскую упаковку, или в каждую транспортную упаковку, либо прилагаемый к каждой потребительской упаковке или к каждой транспортной упаковке. При фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствии потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения. Иные сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции (в том числе путем нанесения на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу или прилагаемый к каждой упаковочной единице продукции).

Согласно статье 43 Закона за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Закона за нарушение прав потребителей продавец (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. В соответствии со ст. 12 Закона продавец несет ответственность за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце). Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ от 09.02.2005″0бзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2004 года» в соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РФ граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом. Пунктом 2 статьи 45 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» прямо предусмотрено право общественных объединений потребителей обращаться в суд в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Согласно ст. 46 Закона общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

На основании статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В силу ст. 46 Закона противоправные действия продавца могут быть пресечены решением суда независимо от длительности их совершения, а также наступления гражданско-правовых последствий в виде причинения вреда.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В соответствии с ч. 4 ст. 46 Закона в случае удовлетворения иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом) в интересах неопределенного круга потребителей или отдельного потребителя, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных, возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов на проведение независимой экспертизы (привлечение к участию в деле экспертов) в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).

Истцом понесены расходы по делу на оплату услуг представителя — Некоммерческой организации — Учреждение «Центр правовой помощи «Социальная перспектива» в сумме 10 ООО рублей, что подтверждается договором об оказании юридических услуг № ЮР-ПТФ-13-2-482 от 10.11.2015, и платежным поручением на оплату, подлежащие возмещению в полном размере согласно ст. 46 Закона.

До обращения в суд истец понес затраты, связанные с подготовкой настоящего искового заявления в сумме 10 000 рублей, что подтверждается вышеуказанными договором и платежным поручением, подлежащие возмещению в полном размере согласно ст. 46 Закона. Данные расходы являются связанными с делом и необходимыми для него в силу того, что у Истца полностью отсутствуют штатные работники (включая юристов), руководитель организации выполняет свои полномочия в качестве добровольца по совместительству в свободное от основной работы время и не имеет ни возможности, ни образования, чтобы самостоятельно составлять исковые заявления в суд.

До обращения в суд истец также понес расходы по проведению выездной независимой экспертизы по договору № НЭ-13-296 от 23.10.2015 в сумме: выезд на место исследования — 10 000 рублей; осмотр и исследование товаров (до десяти) — 10 000 рублей; осмотр и исследование условий реализации и оказываемых услуг в сфере торгового обслуживания — 5 000 рублей, итого в общей сумме 25 000 рублей. В результате данной экспертизы выявлены нарушения обязательных требований к реализуемым Ответчиком товарам (работам, услугам), что зафиксировано в результатах экспертизы. Факт расходов на экспертизу подтверждается договором об оказании услуг по проведению экспертизы № НЭ-13-296 от 23.10.2015 и платежным поручением на оплату.

Данные расходы являются необходимыми и связанными с настоящим делом и подлежат полному возмещению истцу. В приложении указаны письменные объяснения истца об известных ему обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела в части взыскания судом данных расходов, которые в силу ст. 68 ГПК РФ подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами.

Истец от уплаты государственной пошлины был освобожден на основании пп. 13 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, в связи с чем с ответчика в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет города Москвы в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования МРООП «Общество защиты прав потребителей «Единство» к ООО «БУТА» о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей удовлетворить.

  1. Признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей следующие действия, допущенные ответчиком в сфере торгового обслуживания:

В нарушение п. 9 Правил продажи «Правила продажи» не доводятся продавцом до сведения покупателей в наглядной и доступной форме («Правила продажи» имеются, но в редакции 2008г.);

В нарушение п. 1 ст. 9 Закона, п. 10 Правил продажи продавец — юридическое лицо не доводит до сведения потребителя наименование своей организации (отсутствует вывеска);

В нарушение п. 1 ст. 9 Закона, п. 10 Правил продажи продавец — юридическое лицо не доводит до сведения потребителей место его нахождения (юридический адрес) на вывеске (отсутствует вывеска);

В нарушение п. 1 ст. 9, ст. 11 Закона; п. 10 Правил продажи продавец не доводит до сведения потребителей на вывеске режим его работы (отсутствует вывеска);

В нарушение п. 7 Правил продажи в торговом зале на доступном месте отсутствует соответствующее исправное и своевременно прошедшее метрологическую поверку измерительное оборудование (контрольные весы отсутствуют);

В нарушение п. 19 Правил продажи отсутствуют единообразно и четко оформленные ценники на товар: протертые с сахаром Персики фруктовый десерт, протертая с сахаром Вишня фруктовый десерт, протертая с сахаром Клубника фруктовый десерт, протертая с сахаром Смородина красная фруктовый десерт и СОУС ЧИЛИ с указанием наименования товара, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника; на ценниках не указана валюта цены в рублях;

В нарушение ст. 8 Закона; п. 10, 11 Правил продажи информация для потребителей размещается в неудобных для самостоятельного ознакомления покупателя местах (информационный стенд находится в труднодоступном месте);

В нарушение п. 5 ст. 4, п. 5 ст. 5 Закона; п. 8.24 Санитарных правил продажа товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, а именно на товары Мед липовый 300г, Сыр Тильзитер 1кг;

В нарушение п. 8 Правил продажи по требованию потребителей не предоставляется книга отзывов и предложений (по требованию не предоставили книгу отзывов и предложений);

в отношении реализуемых товаров:

Мед липовый 300г:

В нарушение п. 11 Правил продажи; п. 3.5.1. ГОСТ Р 51074-2003; п. 1 ч. 4.1 ст. 4, ч. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 не соблюдены требования к указанию наименования товара (отсутствует информация о наименовании товара на русском языке);

В нарушение п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 10 Закона; п. 15 Правил продажи; п. 3.5.2 ГОСТ Р 51074-2003; п. 1 ч. 4.1 ст. 4, ч. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 не соблюдены требования к указанию наименования и местонахождения изготовителя (отсутствует наименование и местонахождение изготовителя на русском языке);

В нарушение п. 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи; п. 3.5.4 ГОСТ Р 51074- 2003; п. 1 ч. 4.1 ст. 4, ч. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 не соблюдены требования к указанию информации о массе нетто продукта (отсутствует информация о массе продукта на русском языке);

В нарушение п. 2 ст. 10 Закона; п. 32 Правил продажи; п. 3.5.6 ГОСТ Р 51074- 2003; п. 1 ч. 4.1 ст. 4, ч. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 не соблюдены требования к указанию информации о пищевой ценности продукта (отсутствует информация о пищевой ценности продукта);

В нарушение п. 2 ст. 10 Закона; п. 32 Правил продажи; п. 3.5.9 ГОСТ Р 51074- 2003; п. 1 ч. 4.1 ст. 4, ч. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 не соблюдены требования к указанию информации об условиях хранения пищевых продуктов (отсутствует информация об основных условиях хранения пищевого продукта);

В нарушение пп. 4, 5 ст. 5 Закона; пп. 24, 34 Правил продажи; п. 3.5.10 ГОСТ Р 51074-2003; п. 1 ч. 4.1 ст. 4, ч. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 не соблюдены требования к указанию информации о сроке годности (отсутствует информация на русском языке о сроке годности пищевого продукта);

В нарушение п. 2 ст. 10 Закона; п. 32 Правил продажи; п. 3.5.13 ГОСТ Р 51074-2003; п. 1 ч. 4.1 ст. 4, ч. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 не соблюдены требования к указанию информации о дате изготовления и дате упаковывания (отсутствует информация на русском языке о дате изготовления и дате упаковывания);

В нарушение п. 6 Правил продажи; п. 3.5.2 ГОСТ Р 51074-2003 не указана страна производства (отсутствует информация на русском языке о стране производства пищевого товара);

Сыр Тильзитер 1кг:

В нарушение пп. 5 п. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке предварительно расфасованной ответчиком пищевой продукции отсутствует обязательная маркировка (отсутствует маркировка с указанием наименования, даты изготовления, срока годности и условия хранения пищевой продукции);

  1. Обязать ответчика устранить выявленные нарушения, допущенные в сфере торгового обслуживания;
  2. Обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в части реализации товаров с выявленными нарушениями;
  3. Обязать ответчика в 10-ти дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей решение суда через средство массовой информации — Российское агентство новостей потребительского рынка «РОСПОТРЕБИНФОРМ» (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77- 45225 от 01 июня 2011г.);
  4. Постановить, что если ответчик не исполнит решение в части опубликования решения в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Взыскать с ООО «БУТА» в пользу МРООП «Общество защиты прав потребителей «Единство» расходы на оплату услуг представителя в размере 10 ООО (десять тысяч) руб. и расходы на оплату услуг эксперта в размере 25 ООО (двадцать пять тысяч) руб.

Взыскать с ООО «БУТА» в бюджет города Москвы государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Московский городской суд через Люблинский районный суд г. Москвы.

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика