Роспотребнадзор объяснил, зачем поменяли перечень технически сложных товаров
Пресс-релиз
О новом Перечне технически сложных товаров
Роспотребнадзор информирует о вступлении 24 ноября 2011 года в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров», который был опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации» 14 ноября 2011 г., в «Российской газете» — 16 ноября 2011 г.
Указанный нормативный правовой акт был разработан, прежде всего, в связи с изменениями, которые были внесены Федеральным законом от 25 октября 2007 г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 234-ФЗ) в пункт 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей»).
С принятием нового постановления Правительства Российской Федерации устранены очевидные коллизии, возникавшие при правоприменении постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 г. № 575 после вступления в силу Закона № 234-ФЗ, имея в виду, что указанный подзаконный нормативный правовой акт (с учетом его буквального содержания) был явно не адаптирован к новой правовой конструкции пункта 1 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» (в редакции Закона № 234-ФЗ).
Так, действовавший ранее Перечень технически сложных товаров (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 г. № 575), изначально находился в причинно-следственной связи с прежней, т.е. не действующей в настоящее время, редакцией пункта 1 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей», рассматривая в качестве единственного основания для замены и отказа от договора купли-продажи поименованных в нем товаров только факт наличия в этих товарах существенного недостатка.
Данное обстоятельство само по себе исключало возможность расширительного толкования постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 г. № 575 (вместе с соответствующим перечнем), что в контексте положений абзацев 8-12 пункта 1 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» (в редакции Закона № 234-ФЗ) не позволяло однозначно определить номенклатуру технически сложных товаров, в отношении которых (помимо обнаружения существенных недостатков товара) в случае нарушения установленных Законом «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара или невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков, потребитель по истечении пятнадцати дней со дня передачи ему таких товаров вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы либо предъявить требование о замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
При этом номенклатура технически сложных товаров в ранее действовавшем Перечне технически сложных товаров также объективно не отвечала современному состоянию рынка указанной продукции, так как за прошедшее с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 г. № 575 время ассортимент, в частности, электробытовой и компьютерной техники существенным образом обновился.
В частности, в продаже появились совершенно новые товары, не имевшие в 1997 году аналогов. Одновременно такие приборы, как черно-белые кинескопные телевизоры, пейджеры, кассетные магнитофоны и видеомагнитофоны ввиду падения спроса на них были сняты с массового производства. Очевидно предположить, что такого рода изменения в ассортименте электробытовой и компьютерной техники будут происходить на регулярной основе и в будущем.
При этом наблюдаемая динамика рынка потребительских товаров рассматриваемой категории происходит одновременно по двум направлениям.
Во-первых, подавляющая часть современной электробытовой и компьютерной техники является очень сложной с точки зрения технологической оснащенности, а вытекающая из данного факта сильная зависимость товаров от ноу-хау и других технологических инноваций приводит к постоянному увеличению конкретных видов (наименований) технически сложных товаров.
Во-вторых, концепция цифровой конвергенции, подразумевающая соединение разных функций в едином устройстве, в настоящее время заложена в основу промышленной политики ведущих мировых изготовителей (например, совмещение в рамках одного прибора функций устройства беспроводной связи, цифровой фотокамеры и компьютера). Это обстоятельство создает объективные предпосылки для устойчивого категорирования (унификации видов) изготавливаемых товаров по основному функциональному назначению либо по набору основных функций.
Новый Перечень технически сложных товаров, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. № 924, является сбалансированным документом, в целом отвечающим указанным современным реалиям состояния правоотношений в сфере реализации технически сложных товаров потребителям, и направлен на дальнейшее совершенствование потребительского законодательства.
При этом в Перечень не вошли такие товары, как абонентские станции (технические устройства), подключаемые к сети подвижной связи («сотовые телефоны»), применительно к которым введение соответствующих ограничений, связанных с правоприменением статьи 18 Закона «О защите прав потребителей», в настоящее время представляется излишним.
Ввиду того обстоятельства, что необходимая актуализация положений постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 г. № 575 «Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков» требовала внесения существенных изменений, среди прочего, непосредственно в его структуру и наименование данного нормативного правового акта, постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. № 924 принято взамен ранее действовавшего постановления.