Главным противником инфляции в России стал слабый спрос: ВШЭ

Слабый потребительский спрос в условиях масштабного кризиса стал для российских властей естественным и главным средством борьбы с инфляцией, считает Высшая школа экономики.

Темпы роста цен по сравнению с пиковыми значениями начала 2015 года последовательно сокращаются, а вклад девальвации рубля в инфляцию хотя и сохраняется, но пошел на спад.

«Наблюдаемая ценовая динамика лишь отчасти обусловлена проводимыми монетарными корректировками. Основным антиинфляционным фактором выступает низкая покупательская способность на фоне продолжающегося уже девять месяцев снижения доходов», — говорится в отчете ВШЭ.

По мнению аналитиков вуза, слабый спрос, сжатие которого в осенне-зимний период 2015/2016 годов продолжится, вынуждает ритейлеров стабилизировать цены и в «ручном режиме» контролировать их динамику на фоне перехода населения в режим экономии.

К началу сентября инфляция в России с начала 2015 года достигла 9,8%, при этом продукты за это время взлетели в цене на 20,6%, а непродовольственные товары — на 14,6%. Еда начала сезонно дешеветь за счет овощей лишь к лету.

«Наблюдаемые изменения ценовой политики в розничных организациях свидетельствуют, что инфляционный шок, вызванный резкой девальвацией рубля, постепенно угасает», — отмечают авторы отчета.

По оценке ВШЭ, летнее обесценение национальной валюты разгонит инфляцию в России по меньшей мере на 2 процентных пункта, и по итогам года она достигнет 13-15%, намного превысив прогноз Минэкономразвития.

В третьем квартале 2015 года деловой климат в российской розничной торговле ухудшился после краткросрочных позитивных изменений и, по мнению экспертов, в четвертом квартале не улучшится.

Яндекс.Метрика