Защитники не поделили права
Защита прав потребителей в Петербурге — дело очень дорогое в самом прямом смысле. Стоимость его оценивается в миллионы рублей, только вот результат при этом для самих потребителей — копеечный.
Обычный покупатель, клиент турфирмы или пациент медучреждения — то есть любой гражданин — в Петербурге остается фактически бесправным перед произволом продавцов, нерадивых медиков и предпринимателей. О том, что права потребителей нужно защищать, говорится столько, сколько существует закон РФ «О защите прав потребителей» — то есть почти 20 лет. И в течение всех этих лет корреспондент «Росбалта» слышит и видит одну и ту же картину. Государственные надзорные ведомства жалуются на административные барьеры при проведении проверок предприятий, а общественные потребительские организации бросаются в другую крайность: либо откровенно зарабатывают на этой теме, устраивая незаконные рейды по магазинам и кафе и фактически шантажируя предпринимателей, либо берут за помощь в защите огромные деньги. Третий вариант — буквально две-три общественных организации, которые и рады бы помочь бесплатно, но быть голыми альтруистами им все-таки затруднительно — нужны хотя бы минимальные средства для того, чтобы самих себя содержать.
Между тем ситуация требует немедленного вмешательства: состояние потребительского рынка Петербурга хотя и нельзя назвать критическим, но нестабильным можно точно. Именно этому было посвящено заседание Консультативного совета по защите прав потребителей в Управлении Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу. На нем собрались как руководители общественных потребительских организаций, чиновники, так и представители бизнеса.
Начальник отдела надзора за питанием населения Управления Роспотребнадзора Галина Дмитриева обрисовала непростую ситуацию. По ее словам, ее можно назвать удовлетворительной, но до стабильной ей далеко. По оценке эксперта, больше всего нареканий вызывают консервы, молочные, рыбные и мясные продукты, причем больше всего несоответствий — по физико-химическим показателям. По словам Дмитриевой, несколько утешает тот факт, что больше всего претензий к иногородним производителям, но есть и петербургские, причем качество их продукции не удовлетворяет надзорные органы уже не первый год. Отдельную озабоченность у Роспотребнадзора вызывает работа нескольких крупных торговых сетей, в частности, способы реализации некоторых видов продукции в них: торговля способом самообслуживания неупакованных продуктов, причем даже таких, которые не подвергаются термической обработке: солений, копчений, орехов.
«Это ведь может быть биологический терроризм! Не зря ведь придуманы санитарные нормы, их необходимо соблюдать!» — заявила Дмитриева.
По словам представителей ведомства, чиновники постоянно ставят вопрос о необходимости создания единой базы данных по предприятиям-нарушителям, по вновь открывающимся предприятиям.
«Мы зачастую можем даже не знать, что где-то что-то открывается. Нас уведомляют уже по факту. При этом уровень профессиональной подготовки продавцов, работников общепита часто крайне низкий. Можно ожидать всего, чего угодно», — говорят в Роспотребнадзоре.
Между тем общественные защитники прав потребителей настаивают на расширении своих полномочий. Так, руководитель одной из таких организаций Всеволод Вишневецкий заявил, что хорошо бы общественным контролерам качества добавить прав — например, подавать иски в суды от имени неопределенного количества потребителей — а затем, в случае победы, забирать себе половину выигранных сумм. Это предложение вызвало жесткую критику со стороны общественников, защищающих, в том числе, права предпринимателей.
«Количество общественных объединений зашкаливает, причем общественники влезают явно не в свою вотчину и злоупотребляют правами, — считает председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга Елена Церетели. — Я категорически против расширения прав общественников — на это есть госорганы».
Ее поддержала председатель старейшей потребительской организации — Общества по защите прав потребителей по Санкт-Петербургу и Ленинградской области — Галина Козловская:
«Идут не проверяющие, а жулики. И все потому, что правоохранительные органы не выполняют свои обязанности, защита прав потребителей для них — ничто».
Представители Роспотребнадзора сообщили о том, что сейчас идет суд над одной из общественных потребительских организаций по случаям вымогательства со стороны «защитников». Однако по непонятным причинам предприниматели крайне редко обращаются в правоохранительные органы, предпочитая платить вымогателям-общественникам.
Примечательно, что даже журналисту бизнесмены предпочитают жаловаться анонимно. Так, представитель небольшой торговой сети посетовал корреспонденту «Росбалта», что практически не проходит месяца, чтобы в магазины не заявились какие-нибудь очередные «защитники потребителей».
«Они пролезают в подсобки, требуют показать накладные, выискивают какой-нибудь малейший брак в товаре, а потом в открытую требуют либо деньгами, либо даже не брезгуют самими товарами за то, чтобы информация не была обнародована. Часто пугают неопытных продавцов и заведующих липовыми «ксивами», результатами каких-то сомнительных экспертиз и громко кричат о том, что столько-то товаров они «забраковали», — говорит предприниматель. — Я понимаю: в любом магазине всегда можно найти какие-то недочеты, однако необходимо приструнить и жуликов-общественников. Мы не отказываемся от контроля извне, но кормить жулье не согласны».
Кстати, с подобными претензиями предпринимателей так или иначе согласны и в Роспотребнадзоре. В частности, Галина Дмитриева настойчиво попросила общественников никогда не употреблять термин «забраковали», делая тем самым себе пиар, поскольку ни один общественник не имеет права забраковать товар — это функция госорганов.
Между тем благодатная потребительская тема носит такой извращенный характер только в России: в большинстве европейских стран рынок вполне успешно регулирует сам себя под бдительным присмотром знающих свои права и полномочия общественников и четко функционирующими госструктурами. У нас же даже попытки наладить какое-то подобие слаженной системы по защите прав потребителей могут оказаться очередной кормушкой для заинтересованных лиц.
Так, например, стало известно, что чиновники одного из отраслевых комитетов Смольного — Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле — заказали некоей организации с длинным и трудно выговариваемым названием «ООО «БалтАудитЭксперт — консалтинг» разработать … программу мероприятий по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы. Но дело не в обычном, в общем-то, документе, тезисы которого давным-давно известны реально работающим защитникам прав потребителей, а в том, сколько местные чиновники готовы отдать за несколько листков бумаги. Как сообщила на заседании Консультативного совета представитель КЭРПиТа Татьяна Бородкина, за эту программу будет заплачено … 3 млн рублей.
Услышав эту сумму, присутствующие на совете нервно закашлялись: к примеру, бюджетная поддержка работы юристов, консультантов, экспертов, оплаты света-воды-бумаги-скрепок одного из обществ по защите прав потребителей составляет менее 500 тысяч рублей — причем на год, а не на несколько дней. Удивительно также, с каким упорством к сугубо федеральным надзорным функциям, делегированным исключительно Роспотребнадзору, который год пытаются «присоседиться» местные чиновники. Очевидно, что пока делятся такие «бабки», нашим потребителям надеяться на на что — не до них сейчас.