Прошло очередное заседание Общественно-консультативного совета при ФАС
23 июня состоялось очередное заседание Общественно-консультативного совета при ФАС. На заседании выступил председатель Союза потребителей России Петр Шелищ, который поставил перед ФАС от имени СПРФ 4 актуальных вопроса, требующие срочного решения.
1. Систематические отмены электричек, предусмотренных расписанием, со ссылкой на технические причины или без всяких ссылок. Помимо причинения пассажирам огромных неудобств, потерь времени и дополнительных материальных затрат на оплату других видов транспорта такие замены влекут неосновательное обогащение перевозчика за счет снижения его издержек по отношению к величине, заложенной в расчет утвержденных ему тарифов на перевозку пассажиров. Считаю, что перевозчики массово лоупотребляют своим монопольным положением, и эти злоупотребления должны административно пресекаться. Кроме того, следовало бы законодательно установить обязанность госорганов регулирования тарифов пересматривать тарифы в сторону снижения в случае произвольного сокращения соответствующим монополистом объема услуг или иной продукции, заложенного в расчет тарифов. Очевидно, подобная ситуация имеет место не только в пригородных железнодорожных перевозках, но и в сфере коммунальных услуг, когда объем или качественные характеристики поставляемых ресурсов в действительности ниже установленных нормами или условиями договора.
2. Взимание Сбербанком комиссии за прием квартплаты и коммунальных платежей в процентном отношении от суммы платежа. С платежа 5000 руб. взимаются комиссионные в 10 раз больше, чем с платежа 500 руб., хотя издержки Сбербанка при их проведении одинаковые. При этом, насколько мне известно, в разных регионах комиссионные проценты Сбербанка разные. Полагаю такую практику необоснованной, несправедливой и требующей скорейшего пересмотра. Если, как это не раз объяснял Сбербанк, она вызвана заботой о малоимущих, для которых твердая сумма оплаты издержек банка на одну транзакцию слишком велика, то ему следовало бы предложить взимать такую твердую сумму не со всех платежей, а только с превышающих некий минимальный уровень.
3. Уклонение компаний – операторов мобильной связи от всякой ответственности за действия SMS-мошенников, использующих их короткие номера. Поскольку эти операторы получают доход как за использование мошенниками их номерного ресурса, так и от оплаченного их жертвами трафика, следовало бы установить субсидиарную ответственность операторов связи по обязательствам возмещения причиненного мошенниками вреда. Полагаю, это стимулирует операторов установить свой контроль за действиями тех, кому они предоставляют столь криминогенный ресурс.
4. Необоснованный запрет на прямое соединение сотовых сетей региональных операторов. Этот запрет, вытекающий из нормативного акта отраслевого регулятора, влечет дополнительные издержки региональных операторов на оплату посредников – операторов междугородней связи и, соответственно, необоснованное завышение тарифов для абонентов региональных операторов.
По результатам обсуждения руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что даст поручения по рассмотрению всех представленных вопросов, а также переданных ему обращений общественных потребительских организаций г. Артем Приморского края, г. Губкин Белгородской области и г. Владимир, которые поступили в СПРФ в процессе подготовки к данному заседанию ОКС.