Проблема платежеспособного спроса в ритейле усугубилась, отмечает ВШЭ
Недостаточный платежеспособный спрос продолжает оставаться главным отрицательным фактором для российской розничной торговли, констатирует Высшая школа экономики.
Если осенью 2014 года негативное влияние этой проблемы на бизнес отмечали 40% ритейлеров, то ко второму кварталу 2015 года — уже 52%, а к третьему — 54%.
«Неблагоприятный конъюнктурный фон в основном способствовал масштабированию ограничений, отождествляющих потребительские тенденции», — говорится в отчете вуза.
На этом фоне деловой климат в российской розничной торговле после стабилизации в середине года снова ухудшился из-за рисков продолжения сжатия спроса и вероятного ускорения падения оборота ритейла.
В большей степени проблема спроса на товары касается non-food сегмента. В нем недостаточный платежеспособный спрос фиксируют 57% предпринимателей, тогда как в продуктовой рознице этот показатель составляет 50%, отмечают аналитики ВШЭ.
Слабый спрос ко всему прочему отчасти играет на руку властям, поскольку в условиях продолжающегося десять месяцев подряд сокращения реальных доходов населения является главным антиинфляционным фактором.
Российские ритейлеры ставят его на первое место в числе ограничений, воздействующих на торговлю. На втором месте высокие налоги, за которыми в порядке убывания значимости следуют недостаток собственных средств, дорогая аренда и транспорт, а также сложности в привлечении заемного финансирования.
«Как и кварталами ранее, более 30% предпринимателей ссылались на нехватку в их фирмах собственных финансовых средств, а 22% были недовольны высокими процентными ставками», — уточняют авторы отчета.