Потребрынок РФ показывает признаки начала ценового ралли, считает ВШЭ

Российский потребительский рынок после замедления инфляции может в 2016 году пережить новое «ценовое ралли», считают аналитики Высшей школы экономики.

По мнению ВШЭ, на фоне негативных макроэкономических процессов отечественные ритейлеры не сумели сохранить наметившуюся в 2015 году тенденцию сдерживания роста цен.

«Имеющаяся возможность предпринимательских попыток в течение прошлого года в «ручном режиме» регулировать цены в 2016 году, похоже, себя исчерпала», — говорится в отчете.

Теперь менеджеров в сфере ритейла «уже не особо заботит реакция потребителя на ценовые изменения, особенно если данный рост цен вызван не личной прихотью, а ростом цен в новых прайс-листах со стороны поставщиков товаров», констатируют аналитики.

«Период борьбы за покупателя, когда ритейлеры использовали разнообразные инструменты для сдерживания цен и привлечения клиентов, позади. В настоящее время, маневренность в вопросах ценообразования как оптимизирующий метод, практически опустилась до минимума», — делает вывод ВШЭ.

В результате предприниматели, оказавшись заложниками сложившихся обстоятельств, перешли «в режим функционирования по принципам самосохранения своего бизнеса».

Как отмечает «Вышка», после годичного «затишья» утратил вес даже самый мощный антиинфляционный аргумент — продолжающееся сжатие спроса на фоне падения доходов россиян, продолжающегося уже 16 месяцев подряд.

Все большее число ритейлеров, по оценке вуза, повышают цены реализации и планируют делать это в перспективе. Половина из них ожидает нового инфляционного витка во втором квартале 2016 года.

На этом фоне убедительных макроэкономических причин для интенсификации роста цен на еду и товары non-food в России нет, поэтому ВШЭ не торопится точно интерпретировать прекращение антиифляционного настроя в ритейле.

«Или это попытка руководителей организаций розничной торговли за счет роста цен, в период сокращения объемов товарооборота, сохранить рентабельность своих предприятий в традиционно не самый удачный для торговли посленовогодний период, или действительно это начало, хотя и медленного, нового ценового ралли», — поясняет ВШЭ.

Виток роста цен может затронуть в первую очередь несетевую розницу и оказаться на руку крупнейшим участникам рынка.

Россия переживала неожиданный и резкий инфляционный скачок после замедления роста цен в предыдущий кризис 2008/2009 годов, и аналитики «Вышки» не исключают повторения такого сценария.

В феврале 2016 года, по данным Росстата, инфляция замедлилась до 0,6% с 1% в январе.

Яндекс.Метрика