Подсудная коммуналка
Ситуация в жилищно-коммунальной сфере возглавляет рейтинг проблем, волнующих россиян, считает по результатам своих опросов Всероссийский центр изучения общественного мнения и отмечает, что количество опрошенных, которые серьёзно озабочены ростом тарифов и качеством услуг ЖКХ, продолжает стабильно расти.
Можно бесконечно долго смотреть на горящий огонь и бегущую воду. Если она бежит в реке, а не по трубам. А огонь горит в костре, а не в котельной. Созерцательность в коммунальной сфере неуместна: деньги и ресурсы любят счёт.
Можно бесконечно жаловаться на превратности коммунальной судьбы родным и соседям. А можно взять и обратиться с иском в суд.
Чаще всего подобные иски адресуются в мировые суды. О том, с какими спорами жильцы обращаются в суд и в чью пользу они разрешаются, наш разговор с мировым судьёй участка № 5 Верх-Исетского района Екатериной МИНИБАЕВОЙ.
—Первый вопрос, исходя из времени года. Плата за отопление — одна из самых «больных» коммунальных тем. Если у жильцов ещё нет индивидуальных приборов учёта, управляющие компании и ТСЖ производят начисление по нормативу, а не по постановлению правительства, в котором прописаны правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Руководство ТСЖ оправдывает это тем, что такой порядок расчёта утверждён собранием собственников жилья, и подкрепляет протоколом. Насколько законны действия управляющей организации?
—Спорные вопросы в данной сфере регулирует Постановление Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которое вы упомянули. Этот документ имеется в свободном доступе, и каждый потребитель может к нему обратиться и проверить правильность начисления платы.
Это правило. Теперь нюансы. При отсутствии индивидуального прибора учёта один раз в год управляющая компания (УК) обязана производить корректировку платы за отопление, которая была начислена. А УК этого не делает. В своё оправдание указывает, будто сэкономленные средства аккумулируются и используются на содержание жилья, на текущий и капитальный ремонт… Такой порядок в принципе возможен, если он согласован с жителями. Но уже упоминавшееся Постановление № 307 этого не предусматривает. Соответственно, если корректировки не было, то ваши права нарушены и вы можете обратиться в суд.
—Как часто приходится в судебной практике сталкиваться с фактами двойного начисления платы за одни и те же услуги и другими вариантами обсчёта потребителей?
—Да, так бывает. Например, когда одновременно выставляется плата в строке «Электроэнергия по показаниям общедомовых приборов учёта (ОДПУ)» и «Содержание жилья».
В практике Верх-Исетского районного суда было вынесено решение по иску прокурора к ЗАО «Управляющая компания «Верх-Исетская» и Единому расчётному центру (ЕРЦ).
Была установлена незаконность начисления платы за услугу «Электроэнергия (общедомовое потребление)» по лицевым счетам потребителей. Тут оказался целый «букет»: в части нарушения порядка расчётного периода платы потребителей, нарушения порядка предоставления информации потребителям, предоставления неверной информации, применения недостоверных данных общедомовых приборов учёта (ОДПУ) и нарушения порядка снятия показаний ОДПУ и порядка проведения корректировки…
—Понятно: нарушений было много. Суд на них указал, вынес решение…
—Управляющая компания опротестовала его, но Свердловский областной суд вынес определение оставить его без изменения, однако отменил в части обязанности управляющей компании произвести корректировку платы. В суд по этому вопросу должен обращаться лично каждый потребитель.
—Так бывает часто, и это, как правило, не устраивает жителей…
—Да, у нас пока осталась привычка, что кто-то что-то сделает за нас. Но судебный порядок решения гражданских споров требует личного участия. Это тоже, если хотите, гражданский поступок. Сам идёшь в суд. Сам отвечаешь за своё имущество.
—Вот, кстати, типичный случай. Приборы учёта есть, но либо без пломбы, трудночитаемые и прочее. Их показания будут доказательством в суде?
—За счётчики и другие приборы учёта отвечает, юридически это звучит как «несёт бремя ответственности» сам потребитель. Если нет пломб и есть коррозия или другие видимые признаки неисправности, то управляющая компания вправе произвести расчёт по нормативам потребления. Такой порядок устанавливается и подтверждается всеми законами и постановлениями, на которые я уже ссылалась. Кроме того, федеральным законом от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до 1 июля 2012 года собственники были обязаны обеспечить своё жилое помещение индивидуальными приборами учёта.
—Часто ТСЖ или управляющие компании составляют акты о том, сколько реально проживающих или арендующих жилые помещения лиц и уже на основании этого начисляют плату. Это законно?
—В практике мировых судей Верх-Исетского района подобных споров не было, но по смыслу это не противоречит закону. Все, кто живёт в квартире, пользуются водой и теплом, поэтому являются потребителями и обязаны оплачивать услуги. Это не будет нарушать их права или противоречить интересам соседей. Чем больше жильцов, тем больше цифра в знаменателе, на которую делятся те же общедомовые расходы.
—Одна из самых популярных мер социальной поддержки — компенсация расходов на жилое помещение и компенсация коммунальных услуг. Но поскольку муниципалитеты самостоятельно определяют порядок расчётов, то у граждан возникает много вопросов. Могут ли они с подобными претензиями обращаться в суд?
—Любой гражданин Российской Федерации, являясь потребителем коммунальных услуг, в случае нарушения его прав может обратиться в суд, представив определенные доказательства. И если суд придёт к выводу о том, что право обратившегося было нарушено действиями любого органа, то он примет сторону гражданина и вынесет решение об удовлетворении его требований.
—Кто чаще обращается в суд — собственники или управляющие компании?
—Чаще всего обращаются в суд собственники. Управляющие компании идут к нам при возникновении задолженности по оплате коммунальных услуг. В других случаях они пытаются разрешить споры с потребителями на досудебном уровне. Ну, а потребители в большинстве случаев сразу идут в суд. Не пытаясь урегулировать спор мирным путём.
—И вновь вернёмся к подступающим холодам. В редакционной почте был такой, на первый взгляд, наивный вопрос: имеют ли право собственники по договорённости с управляющей организацией устанавливать дату начала отопительного сезона?
—Граждане вправе установить дату начала отопительного сезона при наличии собственной автономной системы отопления в доме, это предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг. На общем собрании принимается решение, и отопительный сезон начинается с момента, установленного собственниками.