Онищенко пожаловались на интернет-магазины

Союз потребителей России обратился в федеральную службу по правам потребителей с просьбой ограничить право магазинов и фитнес-клубов требовать с клиентов предоставления персональных данных.

По мнению главы союза Петра Шелища, на сегодняшний день у компаний сложилась практика при выдаче дисконтных карт собирать весьма подробные базы данных на своих клиентов с именами, адресами, телефонами и паспортными данными. А эти действия Союз потребителей России расценивает как противозаконные.

«Если в магазине не дают дисконтную карту при отказе клиента указывать персональные данные в анкете, то это противозаконно», — сказал Шелищ на пресс-конференции в понедельник первого августа.

Что касается фитнес-клубов, то, по мнению главы союза потребителей, их желание обладать данными клиента еще можно объяснить, ведь в случае какого-либо инцидента, скажем, порчи посетителем клубного имущества, его можно будет найти и обязать возместить издержки. Однако магазины сами усложняют себе жизнь, храня личную информацию о покупателе, считает Шелищ.

В случае утечки персональных данных, спровоцированной, например, конкурентом, отвечать перед клиентом будет магазин. Таким образом, продавец неосознанно повышает уровень своей ответственности перед покупателем.

«У Роспотребнадзора есть право сделать предупреждение компаниям, которые требуют от потребителей избыточную по отношению к услуге информацию. Роспотребнадзор вполне может им разъяснить, что это не в их собственных интересах, потому что несанкционированная утечка такой информации может им дорого строить», — сказал «Гудку» председатель Союза потребителей.

«Зачем при предложении какой-то скидочной карточки в сетевом магазине нужен ваш адрес? Я могу сказать, зачем. Вам потом будут рекламу присылать, не более того. Но вам-то это не нужно. Вы вовсе не просите об этой рекламе», — предупреждает глава союза. Он напомнил, что сбор персональных данных имеет статус законного только в том случае, если клиент согласен с этим и понимает, как его информация о нем будет использоваться компанией.

«Другое дело, что никто не мешает вас спросить, если вы хотите получать рекламу. Но нужно это спрашивать не так, как сейчас, когда в анкетах звездочкой помечены обязательные для заполнения пункты, а нужно поставить там вопрос: «Если вы хотите получать от нас рекламную информацию, оставьте свой адрес». И это ничего не нарушит», — подчеркнул Петр Шелищ.

Тем временем не все защитники прав потребителей видят угрозу в действиях магазинов и фитнес-клубов.

«Оформление карты означает заключение договора на оказание услуг — в целях персонификации данных, чтобы понять, какому гражданину или потребителю эта услуга оказывается. И при оформлении договора, естественно, могут запрашивать какие-то паспортные данные, потому что в случае конфликтных ситуаций необходимо будет разбираться, например, по качеству предоставляемых услуг. Поэтому в целях идентификации гражданина могут попросить у него паспорт, либо любой другой документ, удостоверяющий личность. В фитнес-клубах правомерно, что требуются иногда другие документы, например, медицинские справки», — сказал «Гудку» адвокат Общества защиты прав потребителей Алишер Захидов.

«Случаев мошенничества с паспортными данными, полученными в результате оформления карт, не знаю», — отметил эксперт.

«Здесь есть, с моей точки зрения. излишне надуманная проблема, которая не имеет никаких негативных последствий для граждан. Договор на оформление карты заключается с конкретным гражданином, который должен быть идентифицирован по каким-то параметрам – и эти параметры могут содержаться в паспорте. Я готов поддержать инициативу только в той части, если в целях пафоса запрашивают избыточную информацию, явно не относящуюся к идентификации личности и договору на оказание услуг», — подчеркнул Захидов.

Речь идет о новой тенденции, получившей распространение во многих элитных фитнес-клубах и фитнес-центрах, где «в целях непонятного пафоса действительно запрашивают излишнюю информацию о человеке. Например, семейное положение, где человек работает, его зарплата и так далее, то есть информацию, которая к предоставлению данной услуги не имеет никакого отношения», — рассказал адвокат.

Он также призвал граждан обращать внимание, заключается ли при передаче персональных данных соглашение, дающее право эту информацию собирать и хранить.

«Считается, что организация, которая накапливает данные о человеке, должна нести некую ответственность по защите этих персональных данных. Доказательством такой защиты является письменное соглашение. Мы с вами — люди, которые ходят на фитнес — поручаем этой организации хранить и защищать эти данные. Вот если такого соглашения нет, то считается, что организация не имеет права ни хранить эти данные, ни – тем более – их охранять», — подчеркнул эксперт.


 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика