РОСПОТРЕБИНФОРМ

О защите прав социально уязвимых потребителей

Представители Роспотребнадзора приняли участие в работе IV Всероссийской конференции «Актуальные вопросы организации безбарьерной среды для маломобильных групп населения» и рассказали о работе ведомства, направленной на защиту прав социально уязвимых потребителей. Сегодня система контроля за наличием инфраструктурной доступности инженерных объектов осуществляется органами социальной защиты, как это закреплено в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом вопрос доступности товаров и услуг – это не только инфраструктурная или инженерная доступность, но и возможность попасть в торговый зал, бассейн или кинотеатр, заключить договор на оказание услуг, посетить сайт организации и найти на нем важную информацию, если навыков не хватает или зрение не позволяет воспользоваться обычной версией. В практике Роспотребнадзора очень часто встречаются случаи, когда вроде бы инфраструктурная доступность выстроена, например, много по этому вопросу сделано в сфере транспорта или в сфере бытового обслуживания или общественного питания, но возможность получить услугу для многих потребителей из числа инвалидов отсутствует. Прежде всего, это резонансные примеры, когда инвалидов-колясочников, людей с тяжелым, но совершенно безопасным для окружающих недугом, не пускают в кафе или не сажают на борт самолета. Это те примеры, когда родители с больными детьми, которым так необходимо не чувствовать себя лишними или забытыми не могут посетить оздоровительные учреждения, учреждения развлекательного или оздоровительного характера: кинотеатры, бассейны, спортивные и фитнес центры и т.д. Также все чаще возникают примеры недоступности услуг, продиктованной отказом в заключении договора или формированием дискриминационных условий для отдельных категорий лиц. Ни для кого не секрет, что при покупке жилья в кредит, финансовые организации настойчиво предлагают заемщику застраховать свою жизнь и здоровье, иначе оформление договора невозможно или доступно на значительно более дорогих условиях. Существенные ограничения, в этой связи, испытывают многие инвалиды, лица с хроническими заболеваниями, беременные женщины. Все виды недоступности товаров и услуг для социально уязвимых категорий потребителей Роспотребнадзор рассматривает как комплексную проблему, которая имеет нормативное подкрепление, благодаря тому, что в 2017 году была принята Стратегия государственной политики в сфере защиты прав потребителей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2017 № 1837-р «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года»). Стратегия направлена, в том числе, на поддержку социально уязвимых потребителей. Самая большая категория социально уязвимых групп населения у нас — это люди пожилого возраста и инвалиды. Их проблемы определены в качестве одной из приоритетных задач государственной политики. Для реализации этой задачи в 2020 году был принят закон (от 18.03.2020 № 56-ФЗ), дополнивший статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новым составом, предусматривающим действия, связанные с отказом потребителю в доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, обусловленным ограничением жизнедеятельности, состоянием его здоровья, возрастом, кроме случаев, установленных законом (иногда такого рода ограничения необходимы в целях обеспечения безопасности самих потребителей). Максимальный размер ответственности для юридических лиц за указанные нарушения составил 500 000 рублей. В 2021 году Роспотребнадзором было установлено 36 нарушений прав социально уязвимых потребителей (в основном в сфере торговли). В 2022 году в связи с действием так называемого «моратория на проверки» к нарушителям применялись меры профилактики, т.е. организации предупреждались об ответственности за совершение подобных нарушений. Помимо этого, большое внимание уделяется непосредственной работе с уязвимыми категориями потребителей: проводятся тематические встречи, «круглые столы», форумы, открытые лекции в школах, социальных учреждениях на которых специалисты отвечают на вопросы и помогают решать конкретные проблемы, с которыми столкнулся потребитель. На встречах с потребителями старшего поколения делается акцент на популярных способах обмана, которые распространены в том или ином регионе (продажа на дому сигнализаторов загазованности и пожарных датчиков, заманивание в офис недобросовестных медицинских и косметологических организаций в целях заключения кабального договора, ремонт на дому бытовой техники по завышенным ценам и т.п.). На мероприятиях с участием молодежи, в том числе детей-инвалидов по зрению, чаще обсуждаются темы финансовой грамотности, скрытые условия договоров и уловки, связанные с навязыванием услуг. Если вы столкнулись с нарушением своих прав как потребитель, вы можете подать обращение на государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей zpp.rospotrebnadzor.ru. Задать вопросы можно специалистам отдела защиты прав потребителей по телефону 8(498)684-48-03, специалистам территориальных отделов (контактные телефоны территориальных отделов размещены на сайте Управления).

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика