Куда идут ботинки

Две с половиной пары в год — россияне снизили покупки обуви до минимума

Россияне донашивают обувь, купленную до кризиса, а те, кто запастись не успел, покупают очередную пару только после того, как старая изотрется до дыр. Такой вывод сделали аналитики Fashion Consulting Group, проанализировав структуру обувных продаж в нашей стране.
Куда идут ботинкиКуда идут ботинки

Не купить, так хоть померить — такой стратегии в последние годы придерживались многие россияне. Фото: Денис Вышинский / ТАСС

Россияне донашивают обувь, купленную до кризиса, а те, кто запастись не успел, покупают очередную пару только после того, как старая изотрется до дыр. Такой вывод сделали аналитики Fashion Consulting Group, проанализировав структуру обувных продаж в нашей стране.

В последние два года средний уровень «потребления» обуви в России был сопоставим с уровнем физического износа, отмечают авторы исследования. А именно — 2,5 пары в год на человека.

«Это крайне низкий показатель», — констатирует научный руководитель центра «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» НИУ «Высшая школа экономики» Анна Лебсак-Клейманс. То есть эффект «донашивания» купленной ранее качественной обуви в ожидании «лучших времен» проявился как нельзя ярко, добавляет она.

Основные причины сложившейся ситуации — снижение доходов и, конечно, выросшие цены на обувь. В нижнем сегменте они подскочили на 10-20 процентов, в среднем (преимущественно импортная качественная обувь, произведенная из натуральной кожи) — на 15-20 процентов. А вот в «среднем плюс» и верхнем сегментах с 2014 по 2016 год рост стоимости вообще был пропорционален росту курса обмена валют — плюс 70 и даже 100 процентов.

Стоит ли говорить, что все это заставило большинство граждан переключиться на более дешевый товар. Как результат, основной обувной спрос за последние три года переместился в нижний ценовой сегмент — его доля за это время выросла с 51 до 65 процентов.

Многие россияне вообще свели расходы по этой статье к минимуму и стали покупать новые штиблеты, лишь когда ходить реально не в чем.

Возможно, ситуация не приобрела бы такую остроту, но отечественный обувной рынок сильно зависим от импорта, а значит, и от меняющихся курсов валют.

Объемы импорта снижаются, но пока не очень значительно. К примеру, в 2016 году Россия закупила чуть больше 45 миллионов пар кожаной обуви против 48,5 миллиона в 2015-м.

По данным Росстата, в год в нашей стране производится всего одна пара кожаной обуви на шесть человек

А что же собственное производство? Если смотреть данные Росстата, то можно сделать вывод, что с этим в нашей стране все не так уж плохо. Оно растет и уже приближается к сотне миллионов пар в год: 96,2 миллиона пар было выпущено в России в 2016 году против 57,3 миллиона десятью годами раньше.

Но в эти цифры входит абсолютно все, начиная с войлочных тапочек и заканчивая резиновыми сапогами и калошами.

Если же брать самую востребованную «городскую» кожаную обувь, то оказывается, что на шесть жителей страны производится всего одна пара.

«По разным оценкам, доля обуви отечественного производства на российском рынке составляет 10-20 процентов», — говорит Галина Кравченко, директор департамента «Ассортимент» Fashion Consulting Group.

И это при том, что в России есть собственное сырье для обувного производства (кожевенные материалы), и местные производители, зная особенности климата, могут лучше ориентироваться в запросах потребителей.

Впрочем, аналитики Fashion Consulting Group, в случае дальнейшего улучшения макроэкономической ситуации прогнозируют заметный рост рынка обуви — примерно на 5-10 процентов — уже в этом году. Это позволит местным производителям перейти от стратегии выживания к стратегии развития. Возможно, по итогам года это приведет к более заметному снижению объемов импорта обуви и, как следствие, к пусть небольшому, но все-таки снижению цен. Пока же россиянам придется продолжать донашивать то, что было куплено в лучшие времена.

Кстати, по данным Fashion Consulting Group, если о своем решении покупать меньше одежды и обуви в 2015 году заявляли 30 процентов россиян, то по итогам 2016 года их доля выросла до 34 процентов.

Яндекс.Метрика