Кредитное зажигание: за год в России удвоилась выдача займов на покупку автомобилей

За последний год выдача займов на покупку автомобилей в России увеличилась более чем в два раза, подсчитали в Национальном бюро кредитных историй. Показатели вернулись на докризисный уровень после резкого спада весной 2022-го. Наблюдаемое восстановление эксперты связывают с перезапуском государственной программы льготного автокредитования, а также с оживлением потребительского спроса, особенно на машины с пробегом. Среди подержанных моделей наибольшей популярностью сегодня пользуются российские, корейские, японские и европейские марки, в то время как рынок новых авто уже наполовину заняли бренды из Китая.

В мае 2023 года россияне оформили 65,5 тыс. кредитов на покупку автомобилей — как новых, так и с пробегом. Относительно апреля показатель незначительно снизился (на 7,8%) в силу сезонных факторов и большого числа выходных в последний месяц весны. Тем не менее по сравнению с аналогичным периодом 2022-го выдача займов выросла на 113,2%, о чём в среду, 21 июня, сообщило Национальное бюро кредитных историй (НБКИ).

«Такой рост объясняется радикальным падением выдачи автокредитов весной прошлого года. Это стало следствием первой шоковой реакции рынка розничного кредитования на санкционное давление», — объяснили в организации.

По данным бюро, если в январе и феврале 2022-го российские банки предоставили 63,3 тыс. и 66,5 тыс. автокредитов соответственно, то в марте значение упало в четыре раза — до 15,7 тыс. Впрочем, уже в апреле выдача кредитов подросла до 17,3 тыс., а в мае достигла 30,7 тыс., после чего продолжила восстанавливаться и к настоящему моменту вышла на докризисные уровни.

«Достаточно высокая динамика выдачи автокредитов в последнее время обусловлена возобновлением в начале года государственной программы льготного автокредитования, а также увеличением продаж новых автомобилей из дружественных стран и машин с пробегом», — объяснил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

Напомним, российские власти запустили программу льготного автокредитования ещё в июле прошлого года. Изначально инициатива была рассчитана до конца 2022-го, но Министерство промышленности и торговли продлило её на весь 2023 год.

Сегодня оформить заём на выгодных условиях могут медработники, сотрудники сферы образования, участники СВО и члены их семей. Для них скидка на уплату первоначального взноса по кредиту составляет 20% от стоимости авто (25% — для жителей Дальневосточного федерального округа), а воспользоваться льготой можно при покупке машины отечественного производства не дороже 2 млн рублей. В свою очередь, скидка на российские электромобили достигает 25%, но не более 625 тыс. рублей.

В России частично возобновят программу льготного автокредитования, сообщили в Министерстве промышленности и торговли. Получить заём на…

Как рассказал RT главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков, за последние два года многие автомобили в России подорожали примерно в полтора раза и большинству граждан сложно сразу приобрести машину без оформления займа. Причём, по словам автоэксперта, даже до начала СВО и введения западных ограничений доля продаж в кредит по ряду брендов в стране достигала 50%.

«В этих условиях любые преференции для потребителей позитивно влияют на рынок, и частичное возобновление льготной программы кредитования не стало исключением. Такие инициативы необходимо продолжать. Однако стоит отметить, что сейчас далеко не каждый проходит по льготным условиям, а выделенные на программу деньги конечны. Поэтому нужно работать в этом направлении, чтобы больше людей имели доступ к льготе», — добавил Кадаков.

Помимо перезапуска льготной программы, ощутимый импульс российскому рынку автокредитования придал резкий рост спроса на подержанные машины, отмечают специалисты. По данным аналитического агентства «Автостат», если с января по май 2023 года в России было куплено 319 тыс. новых автомобилей, то за это же время моделей с пробегом оказалось продано в семь раз больше — 2,25 млн.

«Кредитов на новые машины действительно выдаётся меньше, а на авто с пробегом — больше. Отчасти это связано с тем, что иномарки, ввозимые через соседние страны с целью перепродажи, также идут уже по категории подержанных», — рассказал RT руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

Обгон по-китайски

Согласно оценке «Автостата», во вторичном сегменте наибольшим успехом у россиян пользуются машины Lada, Toyota, Kia, Hyundai, Nissan и Volkswagen. При этом на рынке новых автомобилей всё более значимую долю занимают китайские бренды Chery, Haval, Geely, Exeed и Omoda.

Если год назад лишь 17% продаваемых с конвейера машин в России принадлежали брендам из КНР, то в мае 2023-го показатель достиг 46%. Более того, по итогам всего 2023-го значение может превысить 50%, не исключают в «Автостате».

Российские марки, в свою очередь, сейчас заняли 33% рынка по сравнению с 25% годом ранее. Присутствие корейских моделей снизилось с 25 до 8%, европейских — с 20 до 5%, японских — с 12 до 6%, а доля американских осталась на уровне 1%.

Ещё в мае 2022-го около 78% продаваемых в РФ новых машин производилось внутри страны: 25% принадлежало отечественным брендам, а 53% — иномаркам российской сборки. При этом на долю импортных авто приходилось лишь 22% продаж: 12% занимали официальные поставки, а 10% составлял параллельный импорт — механизм позволяет завозить в страну оригинальную зарубежную продукцию без согласия правообладателей.

Сейчас произведённые в России машины занимают 49% рынка: 33% — это отечественные модели, а 16% — собранные в РФ иномарки. В свою очередь, доля ввезённых из-за границы авто выросла до 51%: порядка 35% занимают официальные поставки, преимущественно дистрибьюторами китайских марок, а 16% приходится на параллельный импорт.

Спрос на новые легковые автомобили в России в мае 2023 года вырос в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. В общей…

«Китайские машины разные, но в целом можно смело признать, что автомобили среднего технического и ценового уровня по качеству не уступают корейским и японским. В свою очередь, более дорогие премиальные авто из КНР могут конкурировать с европейскими машинами. «Китайцы» стали лучше по дизайну, электронике и безопасности. Тем не менее в части управления и комфорта вождения они пока ещё не едут так, как некоторые японские и европейские модели», — отметил Максим Кадаков.

Похожей оценки придерживается и Артём Деев. По его словам, в своё время китайские машины получили репутацию ненадёжных и быстро ломающихся авто, поскольку ещё десять лет назад во многом таковыми и были. Впрочем, на сегодняшний день ситуация кардинально изменилась, считает аналитик.

«За прошедшее время автопроизводители из КНР учли собственные ошибки и переняли позитивный опыт мировых концернов, в которых участвует китайский капитал. Им удалось исправить свою репутацию, и сейчас они предлагают вполне приличные автомобили по довольно демократичным ценам», — добавил Деев.

К былым вершинам

В прошлом году на фоне западных санкций, роста цен и официального ухода многих иностранных брендов из России продажи новых автомобилей в стране упали почти в 2,5 раза — с 1,52 млн в 2021-м до 626 тыс. по итогам 2022-го, а подержанных — почти на 19%, с почти 6 млн до 4,86 млн. Впрочем, как полагают специалисты, уже в 2023-м рынок сумеет отыграть часть этих потерь.

Так, согласно базовому прогнозу «Автостата», с января по декабрь текущего года продажи новых легковых машин могут увеличиться на 30% — до 815 тыс. единиц. При пессимистичном сценарии показатель вырастет только на 25% — до 780 тыс., а при оптимистичном — на 36%, до 850 тыс., заявили в организации.

«Есть мнение, что рынок может дорасти и до 900 тыс., и даже до 1 млн экземпляров. Одна из главных причин — рынок растёт исключительно за счёт «китайцев», динамика которых просто фантастическая — трёхзначная по всем ведущим маркам», — добавили в компании.

Тем не менее, как полагает Максим Кадаков, для полного восстановления российскому рынку новых авто может потребоваться ещё два-три года. По мнению специалиста, динамика будет зависеть от ряда факторов, включая поставки по параллельному импорту.

При этом вторичный сегмент может вернуться к докризисным значениям уже в 2023 году. По оценке «Автостата», в худшем случае продажи машин с пробегом вырастут на 15% — до 5,65 млн, а в лучшем — на 20%, до 5,9 млн.

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика