Авиакомпания отказалась пустить девочку-инвалида в самолет

Требуется справка от Господа Бога

— Моя дочь прокаженная? – негодовал папа Марины. – Или она дикий зверь, что на ее перелет нужно «особое разрешение»? Как же можно так жестоко травить девчушку, которая только что пережила ампутацию и «химию»!

Иван Александрович — интеллигентный и мягкий человек. Но после того, как представители «Владивосток Авиа» за день до вылета сообщили, что отказываются перевозить его тяжело больную дочь, мужчина попросту взорвался. На все вопросы у представителей компании был только один ответ: «Имеем право не пускать — у нас свой собственный, внутренний устав!». И только одно предложение – перенести вылет Марины на четыре дня, в течении которых Барлуковы могут написать запрос руководству . Однако за это девочка, на лечение которой собирали средства всем миром, должна была заплатить 200 евро штрафа. И никаких гарантий!

А время поджимало… Марину отпустили всего на месяц — побывать дома, что-то вроде терапии «хорошим настроением». Все дни четко расписаны врачами: неделя — дома, потом — «химия» в местной больнице, потом еще неделя дома и срочно обратно в Москву. Надо ли говорить, что Марина считала часы, которые ей отпущены на свидание с друзьями? Не говоря уже о том, что жесткая схема лечения рака никаких отсрочек не приемлет!

— Дело было 20 апреля, в пятницу и писать руководству компании во Владивосток было уже поздно, – вспоминает отец. – И даже если бы я согласился на штраф, никто не мог ответить, сколько дней уйдет на рассмотрение нашей просьбы и каким будет ответ.

Мало того, для принятия решения компания потребовала справку от врача, который «гарантирует, что во время полета с больным ничего плохого не произойдет».

– Драконовские какие-то требования! – возмущается Татьяна Лобанова, координатор благотворительного фонда «Подари жизнь», который так же помогал Марине. – Мы и гарантийное письмо дали, что никаких претензий к ним иметь не будем, и справку от врача, что девочке не противопоказан самолет… Но они требовали именно гарантию! Кто им такую справку даст? Господь Бог?

Безусловно, перевозка лежачего больного – гораздо более сложное мероприятие, чем перелет любого другого пассажира. Для той же Марины и сопровождающего ее папы пришлось зарезервировать четыре места в самолете. Но волонтерское сообщество и фонды далеко не первый раз прибегают к помощи авиакомпаний. Так, в «Аэрофлоте» действует целая благотворительная программа, которая помогла спасти уже сотни жизней. И система эта давно отработана: фонд обращается в авиакомпанию с просьбой оформить льготный билет, а больной собирает пакет документов, подтверждающий, что перелет необходим именно в целях лечения и рекомендован докторами. Все!

У Барлуковых были не только все документы, но даже билеты, купленные Иваном Александровичем в московском «Аэрофлоте», который по договору с «Владивосток-Авиа», продает места на их рейсы. Никто подумать не мог, что авиакомпания откажет пассажирке только на основании того, что она – лежачий инвалид!

— Ничего подобного раньше не случалось! – сокрушались представители «Аэрофлота», когда отец Марины приехал сдавать билет. – Ради бога, простите нас! Конечно же, мы вернем все деньги, без каких бы то ни было штрафов! Но власти над частными компаниями мы не имеем, только сотрудничаем — продаем их билеты…

То же самое ответил и пресс-секретарь Аэрофлота на запрос наших корреспондентов из региональной редакций»КП» в Улан-Уде.

Ничего личного, только бизнес?

О судьбе Марины мы писали в в нашем разделе «Отделе добрых дел» (19.03.12 — «После смерти мамы девочка заболела раком»). Врачи в Улан-Уде не смогли вовремя поставить правильный диагноз. В результате над девочкой нависла смертельная угроза. Наши читатели помогли Барлуковым собрать деньги на рекомендованное докторами лечение в Москве. И хотя, увы, изувеченную ногу пришлось ампутировать, жизнь Марины удалось спасти. Однако смириться с мыслью о пожизненной инвалидности юной девочке было очень тяжело. Только больничная подушка знает, какими потоками слез омывала она свое блестящее прошлое — золотую медаль, танцевальную и спортивную карьеры, «крылья», оборванные на взлете…

— Что у меня впереди, протез и насмешки? – терзалась Марина после ампутации.

— Что ты! – в один голос твердили папа, друзья и волонтеры. – Тебе, такой умной и красивой, ничего не стоит просто поменять жизненную дорогу. Не танцы, так наука! Или еще что-то, где ноги – не главное. Скоро вылечишься и — в институт!

Марина хотела и старалась верить. Пока не столкнулась с равнодушием бизнесменов из «Владивосток-Авиа».

— Все время, пока я вел переговоры, старался не смотреть в глаза дочери, не говоря уж о том, чтобы обсуждать с ней происходящее! – вздыхает отец. – Марина очень сильная, поэтому она до последнего молчала и крепилась. Но когда стало ясно, что вылета не будет, дочь разрыдалась. Как нож в сердце! Моя храбрая девочка, которая без единой жалобы переносила страшные боли, тяжелое лечение и удары судьбы, плакала! Потому что осознала, что ее перестали считать человеком! Мы так старались сохранить ее боевой дух, убедить не сдаваться. И вдруг абсолютно чужие люди унизили, растоптали дочь, указав «ее место» в этом мире! Это даже не нанесение моральной травмы, это просто добивание человека и без того покалеченного.

Слава богу, на просьбы о помощи отреагировал полномочный представитель Бурятии в Москве. Уже в выходные он связался с руководством другой авиакомпании — S7, которое позволило Марине лететь на их самолете. И сейчас девочка уже дома. Но ей предстоит еще не один перелет, и сердце Марины заранее сжимается от страха. А сколько еще больных россиян, которых вычеркнули из списка «достойных авиаперелета»! И скольким из них это может стоить жизни, потому что не окажется рядом ни журналистов, ни разбуженного ими чиновника. А сами больные люди, как правило безответные. Те же Барлуковы не будут судиться просто потому что некогда, ведь нужно спасать Маринину жизнь.

Убеждена: В Минтрансе просто обязаны обратить внимание на этот случай не как на «частную ситуацию», а как на прецедент! Ведь, как сообщают волонтеры, перевозка лежачих больных без особого решения руководства запрещена «внутренним уставом» не одной только «Владивосток Авиа». И если этот порядок не изменить, число компаний, желающих оградить себя от «лишних проблем»), будет расти в геометрической прогрессии.

А пока хочу обратиться к руководству «Владивосток Авиа» даже не сточки зрения законов и правил, а лично, просто по-человечески… Господа, вы, конечно, можете возмутиться: «никакой государственной системы перевозки лежачих больных нет, а мы — частные компании, с чего должны быть милосерднее?» Но вам не кажется, что подобное отношение к слабым может выйти вам боком? Даже с точки зрения вашего бизнеса. Потому что не только я, но и мои друзья, и большинство наших читателей хорошо запомнили название вашей авиакомпании, чтобы никогда не воспользоваться ее услугами!

МНЕНИЕ ЮРИСТА

Адвокат Станислав ЭРДЫНЕЕВ:

— Независимо от расы, вероисповедания, болезни пассажира авиакомпания должна оказать качественно свои услуги. За этот кошмарный случай заказчик — Марина Барлукова имеет полное право потребовать возмещение ущерба за моральный вред. Авиакомпании не имеют прав устанавливать свои правила, если они противоречат ФЗ о защите прав потребителей. Подобное отношение к пассажиру, больной он или нет, — стопроцентное нарушение этого закона! 

ВЗГЛЯД С 6-ГО ЭТАЖА

Предупредить забыли

Пытаясь вчера добиться ответа на вопрос — на каком основании?! — от нескольких авиакомпаний услышала примерно одинаковый ответ: имеем право, это установлено внутренними правилами. Только, если уж говорить о «правилах», почему бы не соблюсти еще одно — предупредить родных таких вот больных заранее, вывесив объявление на сайте, возле касс? На интернет-ресурсе  «Владивосток Авиа» об этом нет ни слова…

Неофициально вчера в одной из авиакомпаний признались, мол, и вы нас поймите, для компании потеря одного или двух билетов — ничтожный убыток. Зато если с пассажиром что-то случится на борту, его родственники могут отсудить у нас миллионы. Да, в воскресенье компания потеряла немного — 3100 рублей. И никого не волнует, что отцу Марины, каждый день ведущему борьбу с безденежьем, чтобы наскрести на операции, лекарства, протез, пришлось заплатить за новый билет в 8 раз дороже! И уж точно никого не волнует, сколько лишних нервов и слез потратила больная раком девочка из далекой Бурятии.   

Странные у нас правила все-таки. Как будто не людьми писаны, а никогда не болеющими полубогами, которые решают — кому можно жить, а кому — выживать…

Наталья ЖЕЛДАК


Яндекс.Метрика