Решение Кунцевского районного суда г.Москвы в отношении ООО «КУПИШУЗ» об обязании прекратить противоправные действия

 

Дело № 2-5391/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

03 октября 2024 года                                                                               

Кунцевский районный суд (г. Москва, ул. Ярцевская, д.12)

в составе судьи Семенихиной А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Паладийчук Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5391/2024 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по г.Москве и благополучия человека в адрес к ООО «КУПИШУЗ» об обязании прекратить противоправные действия,

УСТАНОВИЛ:

 

Управление Роспотребнадзора по г. Москве обратилось в суд с иском к ООО «КУПИШУЗ», в котором с учетом уточненных требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просит признать противоправным в отношении неопределенного круга потребителей действия ООО «КУПИШУЗ» с указанием документов Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС), имеющих недействительный статус в Государственной информационной системе мониторинга оборота товаров (ГИС МТ) (https://gov.crpt.ru); обязать прекратить противоправные действия посредством снятия с реализации товаров с документами Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС), имеющих недействительный статус; довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации – Российское агентство новостей потребительского рынка «РОСПОТРЕБИНФОРМ» (https://rospotrebinform.ru/), мотивируя свои требования тем, что в ходе рассмотрения информации, полученной посредством использования личного кабинета государственного служащего государственной информационной системы мониторинга товаров «Честный знак» и проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия по адресу: адрес путем ознакомления с информацией, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://gov.crpt.ru/home и отдельных страниц названного ресурса, установлено, что ООО «КУПИШУЗ» осуществляет реализацию товара с указанием документов, подтверждающих соответствие требованиям в недействительном статусе (с некорректными документами соответствия Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС), принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 в государственной информационной системе «Честный знак»). Данное обстоятельство может свидетельствовать о реализации продукции, в отношении которой не подтверждено соответствие требованиям ТР ТС, а также о предоставлении недостоверных сведений реализуемого товара в систему маркировки (неверные данные в отношении реквизитов документов).

На основании установленного, в рамках ст. 49 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ, Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в г. Москве ответчику были объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Возражений от ответчика в отношении вышеуказанных предостережений или уведомлений об исполнении предостережений в адрес Территориального отдела не поступило.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по г. Москве Быкова Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «КУПИШУЗ» Рябченко И.К., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, против заявленных требований возражал, просил в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав и изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч. 1, 2, 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322).

Согласно ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее — орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28.06.2012 № 17 в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона).

Согласно Положению об Управлении Роспотребнадзора по адрес, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.06.2012 № 643, Управление Роспотребнадзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» установлена обязанность участников оборота обувных товаров осуществить регистрацию в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 и п. 16 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Обувные товары, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» подлежат обязательной маркировке с 01.07.2019.г.

Товары, сведения о которых не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров»).

Согласно п. 5 ст.4 Закона № 2300-1 если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона № 2300-1 потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке

Судом установлено и следует из материалов дела, что в ходе рассмотрения информации, полученной посредством использования личного кабинета государственного служащего государственной информационной системы мониторинга товаров «Честный знак» и проведения контрольного (надзорного) мероприятия 6сз взаимодействия по адресу: адрес, путем ознакомления с информацией, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://gov.crpt.ru/home и отдельных страниц названного ресурса, установлено, что ООО «КУПИШУЗ» осуществляет реализацию товара с указанием документов, подтверждающих соответствие требованиям в недействительном статусе (с некорректными документами соответствия Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС), принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 в государственной информационной системе «Честный знак»). Данное обстоятельство может свидетельствовать о реализации продукции, в отношении которой не подтверждено соответствие требованиям ТР ТС, а также о предоставлении недостоверных сведений реализуемого товара в систему маркировки (неверные данные в отношении реквизитов документов).

На основании установленного в рамках ст. 49 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ, Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в адрес ответчику было объявлено:

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №24-00397 от 08.02.2024 г. в связи с реализацией товара Полуботинки дет типа кроссовые 001, артикул 3024987, размер производителя 4, российский 35, код в учетной системе RTLACF799101А040 (номер отклонения в системе 497800са-8bс2-5а8с-а808-284а5ае817с2, зарегистрировано 11.01.2024 16:43, номер документа 30dcab152-5845-49ее-9b4d-е7а7fе8140е9).

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №24-00403 от 08.02.2024 в связи с реализацией товара Полуботинки дет типа кроссовые 001, артикул 3024982, размер производителя 12, российский 291, код в учетной системе RTLACF798801А1251 (номер отклонения в системе 685698а6-0dе8-5е52-асfb-4628b8еff9b6, зарегистрировано 11.01.2024 16:43, номер документа 3dсаb152-5845-49ее-9b4d-е7а7fе8140e9).

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №24-00410 от 08.02.2024 в связи с реализацией товара Полуботинки дет типа кроссовые 002, артикул 3024635, размер производителя 3, российский 34, код в учетной системе RTLACF794401А030 (номер отклонения в системе 1708еd0-f404-5f3е-bd1с-db0f26с78f1d, зарегистрировано 11.01.2024 16:43, номер документа 3dсаb152-5845-49ее-9b4d-е7а7fе8140e9).

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №24-01223 от 20.03.2024 в связи с реализацией товара Полуботинки дет кроссовые шипованные, черный, артикул GW8511, размер производителя 34, российский 33, код в учетной системе RTLADG069801В340 (номер отклонения в системе аеdаа847-ае21-56ff-8f19-0ff5471283с1, зарегистрировано 11.01.2024 16:43, номер документа Зdсаb152-5845-49ее-9b4d-е7а7fе8140е9).

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №24-01225 от 20.03.2024 в связи с реализацией товара Полуботинки дет кроссовые спортивные шипованные, черный, артикул 129355, размер производителя 32, российский 31, код в учетной системе RTLADG514201В320 (номер отклонения в системе dс0аbd2f-8с94-5bfс-аd0а-а62е120еf2b1, зарегистрировано 13.03.2024 14:23, номер документа а78с67b1-1fc8-450b-а334-9017fdаа3511).

Таким образом, ООО «КУПИШУЗ» при осуществлении розничной торговли товарами (обувью) с документами, имеющими недействительный статус в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров (ГИС МТ), нарушаются требования Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров», нарушаются права граждан на безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья, окружающей среды.

Доказательств, подтверждающих, что ООО «КУПИШУЗ» прекратило противоправную деятельность по реализации товаров (обуви) с документами, имеющими недействительный статус в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров (ГИС МТ), суду на день рассмотрения дела не представлено.

Довод представителя ответчика о неотнесении детской спортивной обуви к категории, подлежащей сертификации, ввиду её отнесения к категории спортивных товаров, не требующих сертификации, суд отклоняет в виду следующего.

Как следует из скриншотов отклонений программы Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров «Честный знак», нарушения возникают при внесении продавцом информации о реализуємом товаре в вышеуказанную программу: а именно детских полуботинок кроссовых

спортивных.

Детская обувь относится к продукции, которая используется детьми наиболее часто. В ее отношении система Технических регламентов предусмотрела обязательную оценку качества в форме сертификации, декларирования, а в некоторых случаях — декларирования и государственной регистрации.

Эти документы подтверждают высокое качество продукции, позволяют свободно вести деятельность — производить, импортировать и реализовывать детскую обувь. Сертификация детской обуви необходима, чтобы подтвердить, что дети имеют дело с безопасными и качественными товарами.

Предприниматели, которые не оформили разрешение, не имеют права на законных основаниях вести деятельность — производить, импортировать и реализовывать продукцию.

Однако как следует из вышеуказанных скриншотов отклонений и вынесенных истцом предостережений ООО «КУПИШУ3» осуществляет торговлю несертифицированным товаром, что недопустимо в силу закона в целях детской безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 Nº 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» установлена обязанность участников оборота обувных товаров осуществить регистрацию в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 и п. 16 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 Nº 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Обувные товары, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 Nº 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» подлежат обязательной маркировке с 01.07.2019 г.

Товары, сведения о которых не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п. 10

Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 Nº 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров»).

Согласно п. 5 ст.4 Закона Nº 2300-1 если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона Nº 2300-1 потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Технический регламент ТС 007/2011 распространяет свое действие на детскую и подростковую продукцию — в соответствии с его требованиями компания должна проводить проверку своей продукции на предмет соответствия органолептическим, биологическим, химическим, механическим показателям. Оценивается и санитарно-эпидемиологическая безопасность продукции. Также ТР ТС устанавливает правила оценки качества и оборота продукции на рынке России и других стран Таможенного союза.

Согласно ст.1 Технического регламента ТС 007/2011 к продукции, на которую распространяется действие настоящего технического регламента, относятся: одежда, изделия из текстильных материалов, кожи и меха, изделия трикотажные и готовые штучные текстильные изделия;

— обувь и кожгалантерейные изделия;

⁃ коляски детские и велосипеды;

-издательская книжная и журнальная продукция, школьно-письменные принадлежности.

Статья 2 Технического регламента ТС 007/2011 разъясняет, что под термином «спортивные изделия» — понимаются изделия, обеспечивающие необходимые условия для организации и проведения соревнований и тренировок по различным видам спорта;

Данные нормы не сдержат указания, что детская спортивная обувь не подлежит обязательной сертификации. Речь идет исключительно об изделиях, обеспечивающих необходимые условия для организации и проведения соревнований и тренировок по различным видам спорта, не конкретизирую эти изделия. При этом, обувь согласно техническому регламенту обязательной сертификации подлежит.

При таких обстоятельствах, исковые требования Управления Роспотребнадзора по г, Москве к ООО «КУПИШУЗ» о признании действий противоправными, о возложении обязанности прекратить противоправные действия подлежат удовлетворению.

В соответствии с абз. 2 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей », п. 53 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей » в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из статьи 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.

На основании изложенного суд полагает необходимым обязать ООО «КУПИШУЗ» в десятидневный срок с момента вынесения решения суда довести до сведений потребителей через средства массовой информации решение суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

Исковые требования удовлетворить.

Признать противоправным в отношении неопределенного круга потребителей действия ООО «КУПИШУЗ» с указанием документов (ТР ТС), имеющих недействительный статус в Государственной информационной системе мониторинга оборота товаров (ГИС МТ) (https://gov.crpt.ru) на момент вынесения предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Обязать ООО «КУПИШУЗ» довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации — Российское агентство новостей потребительского рынка «РОСПОТРЕБИНФОРМ».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Кунцевский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 

 

Судья                                                                                        Семенихина А.Ю.

 

 

 

Яндекс.Метрика