Утилизационные бонусы закончились
Государственная программа утилизации автомобилей начала работать 8 марта 2010 г. Ее участники могли сдать в утиль старый автомобиль (произведенный в 1999 г. или ранее), получив в качестве компенсации ваучер на сумму 50 тыс. руб. для покупки нового автомобиля российского производства. В список тогда вошло 66 моделей. Эксперимент набрал внушительные обороты и 200 тыс. утилизационных свидетельств разлетелись вмиг. Высокий темп работы программы способствовал оживлению авторынка, поэтому было принято решение ее продолжить. Вышло несколько этапов.

Последний этап программы стартовал 24 апреля 2011 г. и был рассчитан на выдачу 100 тыс. свидетельств, но их хватило на 2 месяца. 23 июня счетчик доступных сертификатов на сайте Минпромторга обнулился. Однако, несмотря на официальное окончание программы, ведомство продолжает выдачу свидетельств в ограниченных объемах, о конкретном числе которых не может сказать ни один дилер. Воспользоваться ранее полученным сертификатом необходимо до 31 сентября текущего года.
Результаты программы превзошли все ожидания – автомобильный рынок, ужавшийся наполовину в 2009 году, в прошлом году отыграл 30%. «Во-первых, программа сказалась на восстановлении отечественного авторынка, став своего рода катализатором для него. Во-вторых, позволила увеличить объемы производства автопроизводителям, расположенным на территории РФ. В-третьих, происходит обновление российского парка автомобилей в объеме 600 тыс. «легковушек». В-четвертых, для многих граждан нашей страны эта программа, по сути, стала единственным шансом на то, чтобы поменять свои старые машины на новые», — перечисляет выгоды аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
Государство также осталось в выигрыше: затраченные 30 млрд руб. окупятся в виде налогов. По словам директора Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России Алексея Рахманова, на каждый вложенный 1 рубль государство получило не менее 2 рублей в виде налоговых поступлений.
Локомотив для «АвтоВАЗа»
С большей охотой владельцы сертификатов приобретали недорогие машины, прежде всего, Lada. На долю продукции «АвтоВАЗа» приходится порядка 80% от общего числа покупок по утилизационной программе. На втором месте – Renault с 7,3%. Далее следуют марки: Skoda, Ford, Chevrolet, Fiat, ГАЗ, УАЗ.
Наибольшим спросом в рамках действия программы утилизации пользовались заднеприводные автомобили семейства 2107/2105 («классика»). На них приходится 40-45% всех продаваемых автомобилей Lada по утилизационной программе.
По словам Шамиля Шурпаева, специалиста по маркетингу группы компаний «Терравто» (входят три дилера бренда Lada), это связано с тем, что, во-первых, выдаваемый сертификат позволяет покрыть до трети и более стоимости автомобилей семейства Lada 2105/07 (вместе с выдаваемыми клиенту бонусами). Что, конечно же, является привлекательным инструментом для покупки нового автомобиля. Во-вторых, сегмент потребителей, приобретающих данные автомобили, составляют, в большей степени, люди в возрасте. Их лояльность к отечественным автомобилям, в виду простоты и понятности их пользования и обслуживания, достаточно высока.
Однако, от прекращения господдержки, в первую очередь, пострадают те же вазовские дилеры, которые не смогут наращивать продажи былыми темпами. «Говорить о значительном снижении продаж сразу после завершения программы, на наш взгляд, преждевременно — у дилеров все еще есть свидетельства, которых им хватит до середины осени, — указывает Шурпаев. — Корректней будет говорить о дальнейшей стабилизации спроса, снижении темпов роста продаж и выравнивании их относительно объемов прошлого года». Большие надежды дилеры «АвтоВАЗа» теперь возлагают на Lada Granta, которая появится в салонах в конце 2011 года.
Дилеры других марок, участвующих в программе утилизации, не ожидают снижения интереса к своим автомобилям. Михаил Шевельков, директор по продажам «Аларм-Моторс Форд», убежден: «Для покупателей Ford программа утилизации была не мотивирующим сменить автомобиль фактором, а «приятной скидкой» и возможностью избавиться от своего старого автомобиля с выгодой». Всего в его компании по программе утилизации с марта 2010 по май 2011 года было продано 846 автомобилей: Ford Focus – 792 и Ford Mondeo – 54, что составило 30% и 10% соответственно от общего количества розничных продаж каждой из моделей.
Кроме того, не почувствуют сворачивание программы дилеры марок, чьи модели участвовали в ней скорее номинально, например, VW Tiguan. А также дилеры недорогих и популярных нынче VW Polo sedan и пр., которые попали в список только в этом году. «Polo sedan с момента объявления о старте продаж был распродан практически на год вперед, так что в дополнительной мотивации он не нуждался, гораздо эффективнее сработала программа льготного кредитования, — говорит Юрий Клюев, руководитель отдела продаж «БалтАвтоТрейд Ф» (официальный дилер Volkswagen). — Мы не ожидаем значительного снижения спроса на данную модель после завершения утилизационной программы, ведь уже сейчас абсолютно понятно, что те, кто приходит заказывать Polo sedan? уже не рассчитывают воспользоваться данной программой из-за долгих сроков поставки автомобиля».
Своевременное подражание
Напомним, что в России программа утилизации автохлама была запущена во время мирового финансового кризиса, когда отечественный рынок упал почти вдвое. В Европе же подобные программы стартовали примерно на год раньше. Благодаря этому, на ведущих авторынках, таких как Германия и Франция, в 2009 году наблюдался рост. В Италии же такая мера позволила сохранить объемы продаж, а в Великобритании, по крайне мере, снизить темпы падения.
Принципиальным отличием европейских программ от российской кальки стал размер утилизационной премии. В России этот бонус в среднем оказался ниже, чем в европейских странах. Так, в Германии этот показатель был равен 2500 евро, то есть в 2 раза больше, чем в нашей стране. «К тому же, главной задачей утилизационных программ в Европе ставилось улучшение экологии, — отмечет Азат Тимерханов. — К примеру, в ряде стран размер утилизационного бонуса зависел от токсичности автомобиля или использования альтернативного топлива, что позволяло увеличить сумму экопремии (в Италии – до 5 тысяч евро)».
В России же никаких критериев по экологичности автомобиля, покупаемого по сертификатам утилизации, не предъявляется. «Правительство РФ таким способом решило просто оживить рынок, только через год поняв, что он серьезно упал, а масштабы падения грозят не менее серьезными проблемами (снижение или остановка производства на автозаводах, увеличение числа безработных, социальная напряженность и т.п.), — объясняет Азат Тимерханов. — А другие предпринятые меры, такие как льготное автокредитование, не способствовали кардинальному улучшению ситуации на рынке».
Настоящий материал опубликован в информационных и учебно-просветительских целях. Оригинал находится http://110km.ru/spbauto/81059.html