Утилизационные бонусы закончились


Государственная программа утилизации автомобилей начала работать 8 марта 2010 г. Ее участники могли сдать в утиль старый автомобиль (произведенный в 1999 г. или ранее), получив в качестве компенсации ваучер на сумму 50 тыс. руб. для  покупки нового автомобиля российского производства. В список тогда вошло 66 моделей. Эксперимент набрал внушительные обороты и 200 тыс. утилизационных свидетельств разлетелись вмиг. Высокий темп работы программы способствовал оживлению авторынка, поэтому было принято решение ее продолжить. Вышло несколько этапов.

Последний этап программы стартовал 24 апреля 2011 г. и был рассчитан на выдачу 100 тыс. свидетельств, но их хватило на 2 месяца. 23 июня счетчик доступных сертификатов на сайте Минпромторга обнулился. Однако, несмотря на официальное окончание программы, ведомство продолжает выдачу свидетельств в ограниченных объемах, о конкретном числе которых не может сказать ни один дилер. Воспользоваться ранее полученным сертификатом необходимо до 31 сентября текущего года.
Результаты программы превзошли все ожидания – автомобильный рынок, ужавшийся наполовину в 2009 году, в прошлом году отыграл 30%. «Во-первых, программа сказалась на восстановлении отечественного авторынка, став своего рода катализатором для него. Во-вторых, позволила увеличить объемы производства автопроизводителям, расположенным на территории РФ. В-третьих, происходит обновление российского парка автомобилей в объеме 600 тыс. «легковушек». В-четвертых, для многих граждан нашей страны эта программа, по сути, стала единственным шансом на то, чтобы поменять свои старые машины на новые», — перечисляет выгоды аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов.

Государство также осталось в выигрыше: затраченные 30 млрд руб. окупятся в виде налогов. По словам директора Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России Алексея Рахманова, на каждый вложенный 1 рубль государство получило не менее 2 рублей в виде налоговых поступлений.
Локомотив для «АвтоВАЗа»
С большей охотой владельцы сертификатов приобретали недорогие машины, прежде всего, Lada. На долю продукции «АвтоВАЗа» приходится порядка 80% от общего числа покупок по утилизационной программе. На втором месте – Renault с 7,3%. Далее следуют марки: Skoda, Ford, Chevrolet, Fiat, ГАЗ, УАЗ.
Наибольшим спросом в рамках действия программы утилизации пользовались заднеприводные автомобили семейства 2107/2105 («классика»). На них приходится 40-45% всех продаваемых автомобилей Lada по утилизационной программе.
По словам Шамиля Шурпаева, специалиста по маркетингу группы компаний «Терравто» (входят три дилера бренда Lada), это связано с тем, что, во-первых, выдаваемый сертификат позволяет покрыть до трети и более стоимости автомобилей семейства Lada 2105/07 (вместе с выдаваемыми клиенту бонусами). Что, конечно же, является привлекательным инструментом для покупки нового автомобиля. Во-вторых, сегмент потребителей, приобретающих данные автомобили, составляют, в большей степени, люди в возрасте. Их лояльность к отечественным автомобилям, в виду простоты и понятности их пользования и обслуживания, достаточно высока.

Однако, от прекращения господдержки, в первую очередь, пострадают те же вазовские дилеры, которые не смогут наращивать продажи былыми темпами. «Говорить о значительном снижении продаж сразу после завершения программы, на наш взгляд, преждевременно — у дилеров все еще есть свидетельства, которых им хватит до середины осени, — указывает Шурпаев. — Корректней будет говорить о дальнейшей стабилизации спроса, снижении темпов роста продаж и выравнивании их относительно объемов прошлого года». Большие надежды дилеры «АвтоВАЗа» теперь возлагают на Lada Granta, которая появится в салонах в конце 2011 года.
Дилеры других марок, участвующих в программе утилизации, не ожидают снижения интереса к своим автомобилям. Михаил Шевельков, директор по продажам «Аларм-Моторс Форд», убежден: «Для покупателей Ford программа утилизации была не мотивирующим сменить автомобиль фактором, а «приятной скидкой» и возможностью избавиться от своего старого автомобиля с выгодой». Всего в его компании по программе утилизации с марта 2010 по май 2011 года было продано 846 автомобилей: Ford Focus – 792 и Ford Mondeo – 54, что составило 30% и 10% соответственно от общего количества розничных продаж каждой из моделей.

Кроме того, не почувствуют сворачивание программы дилеры марок, чьи модели участвовали в ней скорее номинально, например, VW Tiguan. А также дилеры недорогих и популярных нынче VW Polo sedan и пр., которые попали в список только в этом году. «Polo sedan с момента объявления о старте продаж был распродан практически на год вперед, так что в дополнительной мотивации он не нуждался, гораздо эффективнее сработала программа льготного кредитования, — говорит Юрий Клюев, руководитель отдела продаж «БалтАвтоТрейд Ф» (официальный дилер Volkswagen). — Мы не ожидаем значительного снижения спроса на данную модель после завершения утилизационной программы, ведь уже сейчас абсолютно понятно, что те, кто приходит заказывать Polo sedan? уже не рассчитывают воспользоваться данной программой из-за долгих сроков поставки автомобиля».
Своевременное подражание
Напомним, что в России программа утилизации автохлама была запущена во время мирового финансового кризиса, когда отечественный рынок упал почти вдвое. В Европе же подобные программы стартовали примерно на год раньше. Благодаря этому, на ведущих авторынках, таких как Германия и Франция, в 2009 году наблюдался рост. В Италии же такая мера позволила сохранить объемы продаж, а в Великобритании, по крайне мере, снизить темпы падения.

Принципиальным отличием европейских программ от российской кальки стал размер утилизационной премии. В России этот бонус в среднем оказался ниже, чем в европейских странах. Так, в Германии этот показатель был равен 2500 евро, то есть в 2 раза больше, чем в нашей стране. «К тому же, главной задачей утилизационных программ в Европе ставилось улучшение экологии, — отмечет Азат Тимерханов. — К примеру, в ряде стран размер утилизационного бонуса зависел от токсичности автомобиля или использования альтернативного топлива, что позволяло увеличить сумму экопремии (в Италии – до 5 тысяч евро)».
В России же никаких критериев по экологичности автомобиля, покупаемого по сертификатам утилизации, не предъявляется. «Правительство РФ таким способом решило просто оживить рынок, только через год поняв, что он серьезно упал, а масштабы падения грозят не менее серьезными проблемами (снижение или остановка производства на автозаводах, увеличение числа безработных, социальная напряженность и т.п.), — объясняет Азат Тимерханов. — А другие предпринятые меры, такие как льготное автокредитование, не способствовали кардинальному улучшению ситуации на рынке».

Настоящий материал опубликован в информационных и учебно-просветительских целях. Оригинал находится http://110km.ru/spbauto/81059.html

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика