Шлагбаум на выезде

Меры принудительного взыскания задолженности, применяемые в соответствии с федеральным законом, в первую очередь, были рассчитаны на крупных и злостных должников. Однако нормы закона едины для всех, в том числе и мелких неплательщиков, задолжавших государству какие-нибудь пару сотен рублей. Например, судебным приставом-исполнителем Кадомского района Рязанской области было вынесено постановление о временном ограничении на выезд из РФ гражданина, который не погасил долг в пользу юридического лица в размере 500 рублей. Санкции возымели свое действие — гражданин тут же рассчитался по долгам.

Судебные приставы считают такую принудительную меру эффективной. По наблюдениям УФССП России по Рязанской области, в результате её применения должники стараются незамедлительно погасить задолженность по исполнительным документам различных категорий. Заместитель руководителя управления О. А. Никонова отмечает, что ограничение на выезд применяется к неплательщикам после того, как все остальные методы воздействия были испробованы и не принесли результатов.

Камнем преткновения в борьбе с махровыми налоговыми уклонистами стали мелкие недоимки. Справедливо ли ограничивать свободу передвижения гражданину, не заплатившему, скажем, налог за имеющиеся у него четыре сотки огорода? После того как на пунктах погранперехода людей начали разворачивать сотнями, глава ФНС Михаил Мишустин внёс предложение не ограничивать выезд за рубеж граждан с незначительными суммами долга и направил письмо главе ФССП Артуру Парфенчикову с просьбой внести коррективы в существующий порядок применений санкций.

Не стоит забывать еще об одной трудности, нередко ставящей плательщиков в положение без вины виноватых, а именно — больших задержках с обновлением баз данных. В Федеральной налоговой службе признают, что вопрос электронного взаимодействия ФНС и ФССП в полной мере еще не решен. А в областном управлении ФССП сообщают, что процедура отмены ограничения на выезд может длиться до двух недель.

Поэтому глава налоговиков предложил оснастить пункты погранперехода платежными терминалами, позволяющими быстро погасить долги, а также обеспечить оперативный доступ к базам данных, чтобы у граждан была возможность узнать, кому и сколько они задолжали.

Обсуждается и минимальный порог принудительного взыскания задолженности. Сейчас называется сумма 5 тысяч рублей. Глава ФССП Артур Парфенчиков в интервью «Российской газете» сообщил, что судебным приставам уже рекомендовано не применять такую меру ограничения, как невыезд за границу гражданам, чья задолженность не превышает пяти тысяч рублей. Перестанут также поступать на принудительное исполнение в службу судебных приставов налоговые взыскания до полутора тысяч рублей.

Возможно, для кого-то, в первую очередь — пострадавших лиц, лояльность к мелким должникам покажется несвоевременной мерой, но то, что в ней отразился один из принципов судебной реформы — о соизмеримости проступка и наказания, не вызывает сомнения.

Дмитрий Соколов

Точка зрения
Артур Парфенчиков, директор Федеральной службы судебных приставов:
— Понятно, что сами приставы автономно не начинают работу по принудительному взысканию. Я всегда был сторонником установления какого-то минимального предела любого принудительного исполнения.
Сегодня в Законе «Об исполнительном производстве» нет нормы, которая регламентировала бы минимальный предел суммы, с которой могла бы применяться такая мера. Мы считаем, исходя из международного опыта, что такой предел в законе нужен. И полагаем, что в документ «Об исполнительном производстве» необходимо внести четкую градацию — минимальную, до которой такая достаточно жесткая мера, как ограничение выезда за границу, не применялась бы. В Израиле, например, это 2000 шекелей. В рамках экспертных обсуждений мы называем цифру — пять тысяч рублей.

Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России:
— У нас был случай, когда турист имел на руках справку о погашенной налоговой задолженности, но на пункте пограничного контроля его развернули, поскольку информация не дошла до базы данных. Человек понес ущерб, у него сгорела путевка в Грецию. Система электронного взаимодействия между инстанциями пока слишком несовершенна и медлительна, нуждается в доработке. Выезжающие за рубеж интересуются, где им получить информацию об отсутствии задолженности. Возможности сделать это оперативно нет. Граждан с маленькими долгами все-таки нельзя отнести к категории злостных неплательщиков, и такую строгую меру, как ограничение выезда за рубеж, применять к ним не следует. Поэтому инициативу ФНС мы одобряем. Она найдет благодарный отклик у туристов.

Олег Попов, председатель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек»:
— Послабления будут способствовать только увеличению правонарушений. Есть решение суда — исполни его, и проблема отпадет сама собой. А сейчас виновные лица будут уходить от ответственности. К сожалению, наше население не отличается законопослушностью. У нас довольно низкая правовая дисциплина, и скорость исполнения судебных решений оставляет желать лучшего. Не стоит, мне кажется, относиться к таким вещам либерально.

Сергей Шаповалов, партнер компании «Налоговая помощь»:
— Многие люди не специально отказываются платить налоги, им просто не вовремя присылают квитанции. Эта проблема особенно часто возникает с транспортным налогом, по нему как раз у граждан самые большие долги. К тому же, в бумаги чиновников нередко закрадываются ошибки.


 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика