Постановление Правительства РФ № 924, как средство борьбы с потребителями.

Постановление Правительства РФ № 924, как средство борьбы с потребителями.

24 ноября 2011 года вступило в силу новое постановление Правительства Российской Федерации за номером 924, изменившее список технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков.

Конечно же, я не мог остаться в стороне и не прокоментировать это постановление с точек зрения, как продавца, так и потребителя.

В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый перечень технически сложных товаров. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 г. N 575 «Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 20, ст. 2303).

Согласно новому перечню ТСТ миллионы потребителей бытовой техники, проживающие в Российской Федерации, лишились права на возврат или обмен многих видов бытовой техники с недостатками. Все эти виды техники, согласно Закона О Защите Прав Потребителей, теперь можно будет вернуть или обменять только после ремонта.

Если старый перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков содержал примерно 30% видов бытовой техники, то новая его редакция, согласно Постановлению № 924, расширила этот перечень до 80%.

С одной стороны необходимость редактирования этого перечня ТСТ давно была очевидна и необходима. За 15 лет с момента вступления в силу Постановления № 575, содержащего первую редакцию перечня, технический прогресс шагнул вперед очень далеко и появилось много технически сложных видов бытовой техники, которой в старом перечне места не было.

С другой стороны, Постановление № 924, утвердив новый список, очень сильно ограничило права потребителей и склонило законодательную «чашу весов» в пользу продавцов и производителей. Исходя из того, что Закон о Защите Прав Потребителей и так был, мягко говоря, далек от совершенства, то теперь вся его «Защита» вызывает очень большие сомнения. Большое расширение номенклатуры тех групп бытовой техники, которые Постановление № 924 отнесло к технически сложным, приведет к тому что абсолютному большинству потребителей по истечении 15 дней после покупки товара и выявления в нем недостатка, придется ждать ремонта, максимальный срок которого составляет 45 дней.

Интересно, что снижение уровня защиты прав и интересов 140 миллионов потребителей произошло накануне выборов депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации. Кроме того, такое снижение защиты в корне расходится с общемировой практикой, так как во многих экономически развитых странах степень защиты прав и интересов потребителей постоянно увеличивается путем развития законодательства в данной области. В большинстве европейских стран можно вернуть или обменять товар при наличии любого недостатка, а в некоторых даже в случае отсутствия недостатков, просто потому что потребитель раздумал приобретать.

Конечно, можно долго обсуждать и осуждать Постановление № 924, как и большинство подобных законодательных документов, принятых нашим правительством за последние годы, но поскольку на данный момент изменить мы ничего не можем, то остается попробовать разобраться с тем перечнем технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, который начал действовать с 24 ноября 2011 года.

Взглянем на него поближе и разберем «по полочкам».

1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем
внутреннего сгорания (с электродвигателем)

Этот пункт понятен и без разъяснения – если вы собираетесь прикупить в ближайшем будущем какой-либо летательный аппарат (игрушку или настоящий), то будьте уверены просто так вернуть его или обменять не удастся – придется ремонтировать.

2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования.

Здесь вроде тоже все ясно – все машины, мотоциклы и прочие транспортные средства, в том числе и игрушечные, если на них установлен двигатель.

3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).

В рассмотрении так же не нуждается.

4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу.

Всё с двигателем для перемещения по СНЕГУ.

5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).

Плавать теперь тоже лучше без поломок, иначе придется долго ремонтировать.

6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.

Этот пункт огорчит многих потребителей. В данный момент на многих форумах идут споры, что же именно относится к «оборудованию для навигации и беспроводной связи для бытового использования». Но, думается мне, что спорить здесь бесполезно – все навигаторы и сотовые телефоны, не зависимо от цены и начинки, а также спутниковые приборы связи с сенсорным экраном теперь тоже при обнаружении неисправности обменять или вернуть не получится. Только ремонтировать.

7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины.

Данный пункт Постановления № 924 уточнил, в отличии от предыдущей редакции, что именно законодатель подразумевает под понятием «компьютеры». Обратите внимание, что такое понятие как «периферийные устройства» теперь на применяется. Следовательно, такие товары как мышки, клавиатуры, модемы, роутеры и прочее теперь можно при обнаружении недостатка возвращать или обменивать без ремонта. Кроме того, получается, что все комплектующие блоки к компьютерам, такие как материнские платы, видеокарты, звуковые карты и прочее, приобретаемые отдельно, тоже в данный перечень не входят.

8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления.

Здесь стоит уточнить, что к данному пункту относятся именно МФУ, ни не принтеры или сканеры по отдельности.

9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления.

С игровыми приставками все понятно – они все имеют цифровые блоки. А вот если приобретаешь спутниковую тарелку или ресивер для нее по отдельности, то это вроде как не комплект – не совсем четко и спорно.

10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления.

Абсолютно все современные телевизоры, т. к. ламповых уже не выпускают. Так же все проекторы, кроме пленочных, если такие еще кто-нибудь помнит.

11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления.

С цифровыми камерами все понятно, а вот, что относить к кинооборудованию мне ясно не совсем. Например, домашний кинотеатр или DVD плеер – это кинооборудование или нет?

12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой.

Это перечисление тоже очень забавное. Все вроде ясно, но вот критерии выбора товарных групп остаются загадкой. Почему, например, забыли про газовые плиты? Кофемашины в перечень вошли, а хлебопечки почему-то нет.

Странно все это как-то и складывается такое ощущение, что люди, составлявшие данный список, были не совсем в теме и будь у них техническое образование а не юридическое они не занимались бы написанием перечня из 12 пунктов в течении нескольких лет.

Принятие Постановления № 924 наглядно показывает о некомпетентности людей его составлявших, поскольку очень много товарных позиций остались определены нечетко и как и в прошлой редакции остается много возможностей для двойственного толкования к какой группе относится товар – к технически сложной или нет. Можно ли требовать его возврата или обмена снова будет решать красноречие юристов.

Нам же с вами —  потребителям и продавцам – остается только надеяться, что в связи с принятием нового перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, не возрастет количество конфликтных ситуаций, связанных с продажей некачественной техники. Что с увеличивающейся нагрузкой на сервисные центры не упадет качество ремонта и не увеличатся его сроки.

А через неделю мы все дружно пойдем и проголосуем за думающее о нашем благосостоянии, нашей защите правительство и будем с уверенностью смотреть в завтрашний день.

Удачной Вам защиты, друзья.

Понравилась статья! Добавьте её в свои закладки, пусть и ваши друзья почитают!

Blog this!

Bookmark on Delicious

Digg this post

Recommend on Facebook

Buzz it up

Share on Linkedin

Share via MySpace

Share with Stumblers

Tweet about it

Share on vkontakte

Buzz it up

Bookmark in Browser

Настоящий материал опубликован в информационных и учебно-просветительских целях. Оригинал находится здесь

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика