О повышении правовой грамотности потребителей финансовых услуг

В Роспотребнадзоре создана комплексная система, обеспечивающая защиту прав потребителей финансовых услуг, а также консультирование, информирование и просвещение граждан по различным аспектам финансовых услуг и соответствующих потребительских прав.

 

С 2010 года в адрес Роспотребнадзора поступило более 158 тысяч обращений потребителей по вопросам защиты их прав при оказании финансовых услуг.

 

Основной рост числа обращений пришелся на 2014 – 2015 годы, когда в течение двух лет Роспотребнадзор получил свыше 57 тысяч обращений по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг. Основной рост числа обращений связан с жалобами на деятельность микрофинансовых организаций, появлением проблемы валютных заемщиков и других аспектов, связанных с финансовым кризисом. В 2016 году общее число жалоб по защите прав потребителей снизилось до 17,7 тысяч обращений в связи со стабилизацией экономической ситуации.

 

Количество жалоб на действия микрофинансовых организаций (МФО) в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросло в 2,8 раз и составило почти 1,5 тысячи обращений. В 2016 году эта тенденция сохранилась и в Роспотребнадзор поступило более 1,4 тысяч обращений по деятельности МФО.

 

Роспотребнадзор имеет разветвленную региональную сеть отделений, обеспечивающих работу с потребителями в режиме «шаговой доступности», для того чтобы решить проблему закредитованности, связянной с агрессивной деятельностью МФО, заинтересованные потребители обращаются в Роспотребнадзор, который за последние годы приобрел репутацию «защитника от кредиторов».

 

На ужесточение регулирования МФО, вывод из «тени» участников рынка микрофинансирования, свертывание деятельности недобросовестных структур направлены изменения в Федеральный закон № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

 

Новой редакцией статьи 12, вступившей в действие с 29 марта 2016 года, был введен запрет начислять заемщику проценты и иные платежи по договору микрозайма, срок займа по которому не превышает 1 год, за исключение неустойки, в случае если сумма начисленных процентов достигнет четырехкратного размера суммы займа.

 

В 2016 году Правительством Российской Федерации ужесточены эти условия и ограничен предельный размер стоимости займа трехкратным размером суммы займа. Изменения вступили в силу с 1 января 2017 года.

 

В связи с указанными тенденциями Роспотребнадзор усилил работу по повышению финансовой грамотности для россиян с низкими доходами как потенциальными потребителями услуг микрофинансовых организаций. С 2012 года Роспотребнадзор активно участвует в Проекте Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». В 2016 году ведомство предоставило более четырех тысяч разъяснений по каналам информационной связи о защите прав потребителей финансовых услуг.

 

Для противодействия мошенническим практикам особый акцент в работе консультационных центров и пунктов, входящих в систему Роспотребнадзора, сделан на формирование у граждан устойчивых навыков разумного поведения на рынке финансовых услуг.

 

Мероприятия об ответственном потребительском поведении при пользовании финансовыми услугами с использованием полученных печатных материалов проводились для школьников и студентов в различных форматах: лекции, семинары, тематические беседы, деловые игры, конкурсы и олимпиады.

 

В результате реализации Проекта повышается эффективность просветительской работы Роспотребнадзора, появились новые возможности взаимодействия с целевой аудиторией, проведения просветительских мероприятий, что в долгосрочной перспективе способствует достижению цели Проекта – повышению финансовой грамотности населения.

 

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика