Не покупайте воздух!

В феврале 2012 года исполнилось ровно 20 лет с того дня, как увидел свет Закон РФ «О защите прав потребителей». А 15 марта отмечается Всемирный день потребителя.

Имеющий права, но не умеющий пользоваться ими потребитель — явление нередкое, но все же «темных», а потому беззащитных граждан, будем надеяться, становится все меньше. Ведь главная причина, почему закон не исполняется, состоит в том, что людям не хватает информации. Впрочем, пробелы в знаниях потребителей ликвидируются буквально каждый день. На всех каналах телевидения демонстрируются программы, призванные научить россиян, как пользоваться своими правами, газеты часто публикуют советы потребителям, основанные на положениях соответствующих законов.

Но, к сожалению, жалоб в структуры, занимающиеся защитой наших прав как потребителей, довольно много. Часто люди жалуются на фирмы, занимающиеся изготовлением и установкой пластиковых окон, на предприятия торговли, на организации финансовой сферы и жилищно-коммунального хозяйства… И, как ни удивительно, нередко потребители сами оказываются невнимательными, торопясь согласиться с невыгодными для них условиями и не читая договоры. Хотя юристы и специалисты в области защиты прав потребителей неустано призывают принимать более взвешенные решения.

Примером такого поспешного и необдуманного поступка может быть покупка сертификата дополнительного сервиса, которые часто предлагают продавцы бытовой техники. Покупатель с радостью соглашается на возможность получить дополнительную услугу, не подозревая, что воспользоваться этой услугой ему, вполне вероятно, и не удастся.

— Сертификат дополнительного сервиса или обслуживания подразумевает под собой услугу, которую покупатель оплачивает заранее, то есть в то время, когда она еще не оказана, — комментирует заведующий консультационным пунктом по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» по г. Новокузнецку и Новокузнецкому району Анатолий Колобов. — При продаже товара продавец убеждает покупателя приобрести сертификат, который якобы дает право покупателю обращаться за ремонтом, техническим обслуживанием, консультациями в течение всего срока его действия. Продавцы расхваливают эту услугу, рассказывая о достоинствах программы дополнительного обслуживания. Но стоит сопоставить условия пользования сертификатом с положениями Закона РФ «О защите прав потребителей», и станет ясно, что все «дополнительные» обязательства продавца уже гарантированы покупателю по закону! То есть наши права, гарантированные законом, нам продают.

Вот конкретный пример. Покупатель приобретает стиральную машину с гарантийным сроком завода-изготовителя 1 год, а продавец предлагает приобрести сертификат со сроком действия 2 года. У покупателя складывается мнение, что гарантийный срок будет составлять уже 3 года. Причем все условия ему разъясняются в устной форме, и у потребителя нет возможности ознакомиться с условиями, напечатанными на сертификате. Но если он внимательно прочитает их, то выяснит, что срок действия сертификата начинается со дня продажи товара, то есть реальный срок дополнительных обязательств продавца составляет только 1 год. Значит, деньги за год действия сертификата продавец берет с покупателя незаконно, поскольку один год безвозмездного обслуживания уже гарантирован заводом-изготовителем. В практике встречаются примеры, когда срок действия сертификата полностью совпадает с гарантийным сроком. Тогда эффект от этого «дополнительного» обслуживания сводится к нулю. Какую же услугу хотел оказать продавец?

— Кроме того, в продаже этих сертификатов имеются моменты, ущемляющие права потребителя, — добавляет юрист консультационного пункта Сергей Акимов. — К примеру, указывается, что транспортировка для ремонта либо замены товара осуществляется продавцом только в черте города. Но закон ясно говорит, что доставка крупногабаритного товара или товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены или возврата осуществляется силами и за счет продавца. К тому же в ряде случаев не указывается срок действия сертификата, нет подписей сторон, а это в принципе позволяет считать, что договор между продавцом и покупателем не был заключен.

Есть примеры, когда продавец уходит от ответственности перед потребителем и уклоняется от выполнения обязательств по дополнительному обслуживанию, меняя свой юридический статус. А в этом случае, несмотря на то, что продавец работает под тем же названием, в том же месте, с прежним персоналом, потребитель формально теряет право требовать обслуживания по сертификату. Бывает и такое, что при совершении покупки продавец «на словах» убеждает потребителя, что деньги, оплаченные за сертификат, будут ему возвращены по истечении срока его действия или их можно будет обменять на товар в размере стоимости сертификата. Но это обещание никак не подтверждается в тексте условий действия сертификата, и это может служить основанием для продавца отказать в обещанной покупателю выплате.

И все же этот сертификат является эквивалентом договора об оказании услуг, стало быть, регулируется соответствующим разделом Закона «О защите прав потребителей» об оказании услуг и выполнении работ. Согласно статье 32 этого закона, потребитель может отказаться от услуги в любое время, если он не воспользовался этим сертификатом. В этом случае решение о возврате денег должно быть принято в десятидневный срок.

К слову, специалисты консультационного пункта не могут привести ни одного примера, когда продавец удовлетворил требование покупателя о возврате денег за неоказанную по сертификату услугу… И в этом случае приходится решать вопрос в суде.

— Дополнительные обязательства продавца по истечении гарантийного срока на товар следует понимать в контексте защиты прав потребителя, а не как форму дополнительного отъема денег непонятно за что, — говорит Анатолий Федосеевич Колобов. — А на практике чаще всего мы встречаем последнее. Безусловно, норма закона о дополнительных обязательствах имеет право быть реализованной, но не в такой уродливой форме! Для того чтобы все привести в норму, продавец должен продумать форму договора по дополнительным обязательствам, не ущемляющую права потребителей, а потребителю следует внимательно изучать те условия, которые ему предлагает продавец, прежде чем решить вопрос о заключении договора.


 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика