Компания Geely «гнобит» своих российских клиентов, незаконно отказывая им в гарантийном ремонте

Китайский производитель автомобилей GEELY известен тем, что поставляет на российский рынок автомобили одноименной марки, которые он в целях уклонения от уплаты российских налогов (ввозной таможенной пошлины) «собирает» в Белоруссии. Известен производитель и тем, что купил ни много, ни мало, аж автоконцерн VOLVO «со всеми потрохами» (технологиями, патентами, выходом на международные рынки и дилерской сетью). Китайские производители известны тем, что выходя на новые для себя рынки, они конкурируют не только ценой и качеством (которое часто не хуже, а иногда — даже лучше чем у именитых конкурентов), но и условиями гарантийной политики. В самом Китае уже стало нормой давать на двигатель и коробку передач (самые дорогие детали автомобиля) пожизненную гарантию. Таким же образом поступают автопроизводители из Китая и на европейском рынке. Но вот с российским рынком у GEELY явно не задалось…

Во-первых, компания не способна обеспечить проданные автомобили необходимыми запасными частями. Зимой 2020 года автомобили Geely в условиях сильных российских морозов начали самовозгораться. К чести Geelу, причина была быстро обнаружена — брак топливных трубок и насоса топлива. Geely отозвала для устранения недостатка автомобили, но из-за отсутствия деталей ремонт у некоторых потребителей затянулся аж до августа 2020 года. Из-за нехватки деталей потребители были вынуждены ездить на «пороховой бочке». При этом дилеры информацию об отзыве автомобилей от потребителей скрывали (хотя обязаны были сами связаться с каждым владельцем и сообщить об отзыве автомобиля) – многие владельцы даже не знали о всех рисках, которым они подвержены при эксплуатации этих автомобилей. Те же, кто из СМИ узнал об отзывной компании, при обращении к дилерам получали отказ вместо ремонта по причине отсутствия деталей для замены.

Во-вторых, компания явно хуже относится к российским потребителям, чем к иностранным. Для россиян нет никакой пожизненной гарантии, есть только ограниченная – на 4 года или 100 000 км пробега. Но и эта ограниченная гарантия в России оказалась очень ограниченной.  В действительности, такой срок гарантии установлен на всё, кроме огромного перечня деталей и систем, на которые гарантия значительно меньше (3 месяца или 5 000 км / 3 года или 60 000 км), но эту информацию дилеры стараются скрыть от потребителей и сообщают её уже после подписания договора купли-продажи с потребителем. Именно так поступил дилер GEELYОбухов Автоцентр, продав в январе 2019 года автомобиль Geely Atlas Диане Орловой (ФИО изменены).

Несмотря на наличие оснований для одностороннего отказа от исполнения договора купли-продажи и требования о возврате уплаченных за автомобиль денежных средств, Диана сохраняла лояльность к марке и когда в очередной раз произошла поломка, всего лишь просила её устранить по гарантии. В этот раз вышел из строя бесключевой доступ, который позволяет открыть и закрыть автомобиль не доставая брелок, лишь прикосновением к ручке двери автомобиля. Обращаться за ремонтом к продавцу Обухов Автоцентр она не стала, поскольку тот отказывается проводить работы в присутствии потребителя, хотя такое право и предусмотрено законом. За ремонтом Диана обратилась к другому официальному дилеру – АТЦ Кунцево. Здесь машину приняли, но в гарантийном ремонте отказали. Причина – нет диагноста, к нему нужно заранее записываться. Потом другие сотрудники дилера честно признались, что причина в другом – недостаток хорошо известен, проявляется на всех автомобилях этой марки с такой функцией, но носит неустранимый характер. Сотрудник дилера так и сказал: «даже если мы вам поменяем, ничего не изменится, также в морозы не будет работать». Оказывается, за счет негерметичной конструкции влажные пары проникают в ручку, водяная линза замерзает на морозе и сенсор через лёд не распознает касание потребителя к ручке двери. И тут всплыли некоторые подробности гарантийной политики GEELY в России. Оказывается, раньше у дилеров был лимит самостоятельного принятия решений о гарантийном ремонте – например, если ремонт стоил меньше 100 тысяч рублей, дилер вправе был произвести его и мог рассчитывать на его компенсацию от ООО «Джили Моторс», которое в России представляет марку GEELY. Но этот лимит отменили и теперь, если дилер не получит предварительное одобрение гарантийного ремонта от ООО «Джили Моторс», он будет оплачивать его за свой счет, а дилер соответственно стоимость такого ремонта повесит на своих сотрудников, оставив их без премии, а то — и без зарплаты. Так то дилеру всё равно, кто платит за ремонт – изготовитель или владелец автомобиля. Но тут появился риск того, что за ремонт придется платить самому. Приезжает владелец в дилерский центр, тот вроде должен проявить лояльность к нему, чтобы тот не только пользовался платными услугами дилера, но именно – этого дилера, а дилер отказывает ему в гарантийном ремонте. О какой тут лояльность можно говорить… Поэтому у каждого дилера есть этакий «засланый казачок» – инженер по гарантии. Часто дилер вынужден даже платить ему зарплату, но работает такой инженер не на дилера, а на изготовителя или его российского дистрибьютора – в данном случае – на ООО «Джили Моторс». И условие гарантийного ремонта – это предъявить недостаток инженеру по гарантии. Но ООО «Джили Моторс» не доверяет не только своим дилерам, но даже своим «инженерам по гарантии», поэтому требует, чтобы те присылали видеозапись того, как проявляется недостаток. Мало того, недостаточно, чтобы видеофайл поступил в ООО «Джили Моторс» с электронной почты инженера по гарантии, нужно чтобы сама запись была сделана только самим инженером и только на территории дилерского центра. Дефект, с которым обратилась Диана, относится к периодическим (то проявляется, то не проявляется) и возникает только при определенных условиях. Дилер вправе провести проверку качества, чтобы убедиться в наличии дефекта и отсутствии вины владельца автомобиля в нём. Но для этого дилер должен воссоздать условия, при которых проявляется дефект. Понятно, что пока автомобиль добрался до дилера, пока его помыли на мойке, дефектные детали отогрелись и дефект перестал проявляться. Поэтому к тому моменту, когда к автомобилю неспешно подходит инженер по гарантии, недостаток перестает проявляться и вердикт: «недостатка нет». Так получилось и в этом случае. Диана предложила посмотреть сделанную ей на смартфон видеозапись того, как проявляется недостаток, но дилер не захотел даже смотреть, ссылаясь на то, что съёмку должен делать только инженер по гарантии и только на территории дилерского центра… Круг замкнулся – «я же сказал, приходите завтра, а вы опять пришли сегодня». Диана написала официальное заявление дилеру и в ООО «Джили Моторс»  и, о чудо, — появилась новая причина (точнее – повод) для отказа в гарантийном ремонте. Ей позвонили от дилера и даже электронной почтой прислали ответ от ООО «Джили Моторс», из которого она узнала, что на «ключ системы интеллектуального доступа» гарантия оказывается не 100, а 60 тыс. км и уже закончилась (на момент обращения пробег автомобиля составил 91 тыс. км). Такой отказ является не законным, но это не остановило автодельцов. Диана с помощью автоюристов Общества защиты прав потребителей «Триумф» вступила в переписку с дилером и ООО «Джили Моторс» и пока рассчитывает на то, что если у автодельцов нет уважения к закону, то хотя бы появится страх перед правосудием. Ниже редакция приводит текст письма Дианы в адрес автодельцов, поскольку он может быть поучительным для других владельцев Geely:

25 января 2022 года в 16:05 мной получено по электронной почте письмо от customer@geely-motors.com.

Сообщаю о своем несогласии с отказом в гарантийном ремонте по следующим основаниям.

В п. 4 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» сказано, что при устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

В заключенном мной с ООО «Обухов Автоцентр» договоре купли-продажи № 1901v44 от 18 января 2019 года как раз предусмотрен иной порядок, это следует из п. 6.9 договора: «гарантийные сроки на комплектующие и составные части автомобиля,  в случае их замены, считаются равными гарантийному сроку на автомобиль».

            Согласно п. 3 ст. 19 закона РФ “О защите прав потребителей” гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

Как видно, условия п. 3 ст. 19 и п. 4 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» являются аналогичными. В них указана диспозитивная норма права, а также пределы и способ установления сторонами иного регулирования. В отношении расчета гарантийного срока на детали, замененные при гарантийном ремонте, стороны договора воспользовались предоставленной законом возможностью и вместо диспозитивно предложенного законом установили иной порядок. А вот в отношении возможности установления сокращенных сроков гарантии на комплектующее изделие и составную часть товара стороны договора такой возможностью не воспользовались, а значит действует предписание закона, согласно которому гарантийный срок на ключ системы интеллектуального доступа исчисляется в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар, то есть составляет 4 года или 100 000 км пробега, в зависимости от того, что наступит раньше (п. 6.1 договора).

В заключенном мной с ООО «Обухов Автоцентр» договоре купли-продажи № 1901v44 от 18 января 2019 года иное не предусмотрено. В п. 6.4 договора сказано, что «условия и порядок гарантийного обслуживания, сроки и период Гарантии, при условии своевременного прохождения планового технического обслуживания, указаны в Сервисной и гарантийной книжке». В пункте 3 акта приема-передачи автомобиля от 24 января 2019г. сказано: «одновременно с передачей автомобиля Продавец передал, а Покупатель принял следующие принадлежности автомобиля и относящиеся к нему документы: паспорт транспортного средства, сервисная и гарантийная книжка на русском языке, руководство по эксплуатации автомобиля на русском языке,  2 (два) комплекта ключей зажигания автомобиля. Указанные документы принимаются Покупателем полностью и без замечаний».

Согласно п. 2 ст. 456 ГК РФ если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Эта норма закона прямо разграничивает понятия «относящиеся к вещи документы» и «договор».

Таким образом, «сервисная и гарантийная книжка» является принадлежностью автомобиля, а не договором. Следовательно, её условия не могут противоречить установленным законом, а если и противоречат, то поскольку они ограничивают право потребителя по сравнению с установленным законом, то в силу ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» они являются ничтожными и не подлежат применению.

Норма п. 3 ст. 19 закона РФ “О защите прав потребителей” прямо и недвусмысленно говорит о том, что в случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие и дает единственный повод для не применения этой нормы – «если иное не предусмотрено договором«. Но договором купли-продажи иное,  опять же, не предусмотрено. То, что «иное предусмотрено сервисной и гарантийной книжкой», не имеет правового значения. С условиями сервисной и гарантийной книжки я не знакомилась и не соглашалась, свою подпись в ней не ставила. Имеющаяся подпись в сервисной и гарантийной книжке даже близко не похожа на мою, в том числе – на проставленную в договоре купли-продажи автомобиля.

Саму сервисную книжку продавец, как видно из акта приема-передачи, передал потребителю не в день заключения договора (18 января 2019г.), а значительно позже – при выдаче автомобиля (24 января 2019г.). Прочитав условия гарантии, потребитель с ними не согласился и отказался подписывать книжку, поэтому если там и стоит чья-то подпись, то не потребителя. Если бы сервисная книжка была частью договора, то ознакомиться с ней  и подписать её потребитель должен был  в день подписания договора, то есть 18 января 2019г. Тот факт, что 18 января 2019 года потребитель этого не сделал, подтверждает и без того безспорное обстоятельство, что сервисная книжка не является договором, а является принадлежностью товара.

Закон РФ «О защите прав потребителей» в любом случае не предусматривает возможности устанавливать принадлежностью к товару иной (по сравнению с п. 3 ст. 19 закона РФ “О защите прав потребителей”) порядок определения гарантийного срока на комплектующее изделие и составную часть товара; это возможно только на основании договора с потребителем, с потребителем такая договоренность таким образом продавцом не заключалась.

Если вашу компанию данное обстоятельство не устраивает, то вы можете обратиться с регрессными требованиями к продавцу автомобиля – ООО «Обухов Автоцентр». Что касается моего требования о безвозмездном устранении недостатка автомобиля, оно в любом случае должно быть исполнено ООО «Джили Моторс» как уполномоченной организацией (за счет изготовителя, дилера, ООО «Джили Моторс» или ООО «Обухов Автоцентр» – не имеет правового значения). Если ООО «Джили Моторс» готово понести предпринимательские риски необходимости уплаты неустойки за просрочку устранения недостатка и судебного штрафа и откажется устранять недостаток по гарантии, потребитель будет вынужден обратиться в суд.

P.S. В отношении данного автомобиля давно имеются законные основания для одностороннего расторжения договора купли-продажи (существенный по признаку повторного проявления недостаток и невозможность его эксплуатации в 3й год гарантийного срока более 30 дней в связи с устранением его различных недостатков), но потребитель сохраняет лояльность к автомобилю, марке GEELY и намерен продолжить эксплуатацию автомобиля, поэтому просит лишь безвозмездно по гарантии устранить данный недостаток. Но если ООО «Джили Моторс» не ответит потребителю той же лояльностью и в отношении данного недостатка будут нарушены установленные ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» сроки его устранения, отношение потребителя может измениться и будет заявлено требование о возврате уплаченных за автомобиль денежных средств (возмещении убытков в виде разницы в цене, неустойки, штрафа). Вместе с тем, настаиваю на надлежащем исполнении этого обязательства и принять готова только безвозмездное устранение недостатка по гарантии, а не по лояльности, Good Will и тому подобным основаниям.

P.P.S. В ООО «Джили Моторс» работают и принимают решения такие же граждане России, как и я. Неужели вам самим не обидно, что компания Geely менее лояльна к российским потребителям, чем к собственным китайским или европейским? На свои автомобили на китайском и европейском рынках компания Geely, насколько нам известно, предоставляет пожизненную гарантию на силовую установку и АКПП, а для россиян – ограниченную… На других рынках легко согласовывается любой гарантийный ремонт, а на российском – компания Geely создает этому всяческие препоны, убрав лимит принятия самостоятельного принятия решений о гарантийном ремонте дилером. ООО «Джили Моторс» некрасиво врёт, утверждая, что дилеры сами принимают решение о том, устранять недостаток по гарантии или нет; сотрудники ваших же дилеров вынуждены краснеть перед потребителями за то, что ООО «Джили Моторс» без согласования не меняет даже расходные пластиковые клипсы стоимостью 30 рублей…

            Забегая вперед, с прискорбием можно предполагать, что ООО «Джили Моторс» доведёт спор до весны, когда не будет так холодно и влажно, и либо «независимой» экспертизой «докажет», что недостатка нет (его и не будет без холода), либо по гарантии согласится заменить дефектную деталь другой такой же заведомо дефектной деталью. Такой «ремонт» конечно недостаток не устранит, но без холодов владелица об этом не узнает до следующей зимы, а тогда уже закончится и основная гарантия на автомобиль… Грустно… Но таковы современные реалии российского авторынка, законы и правосудие которого ставят нас на уровень третьих малоразвитых стран. Имея самое прогрессивное в мире законодательство о защите прав потребителей, за счет лояльности судов к недобросовестным предпринимателям, Россия имеет одних из самых беззащитных потребителей в мире…

 

 

 

 

Яндекс.Метрика