Александр Аузан: Это лучший закон в России

0 лет назад в России был принят закон «О защите прав потребителей». Сегодня о его существовании знает каждый, а число случаев, когда недобросовестного продавца привлекают к ответственности, растет с каждым днем. О том, как принимали закон в 90-е, что изменилось за эти годы и какими правами потребители злоупотребляют, «Труду» рассказал один из инициаторов и авторов закона, ныне президент Института национального проекта Александр Аузан.

— Как повлиял закон «О защите прав потребителей» на российский рынок за 20 лет своего существования?

— Очень сильно повлиял, особенно в 90-хгодах. Такие глобальные компании, как, например, Sony, столкнулись с тем, что им пришлось менять позицию специально под нашу страну. Российское законодательство оказалось гораздо жестче европейского. Жесткий закон, по существу, выправлял ту диктатуру торговца, которая существовала в 90-егоды. Конечно, в нулевые годы влияние его снизилось, но все-такионопо-прежнемусуществует.

— Как вы считаете, ощущение защиты у потребителя в итоге не привело к тому, что он сам стал злоупотреблять своими правами?

— Привело. Но не стоит забывать, что злоупотребляют только работающими законами.

А передачи, стимулирующие эту тенденцию, появились еще в 90-е. Тогда были программы Познера, был «Впрок», Третий канал московский делал подобные циклыи т. д.Но вот нынешние программы лично у меня вызывают сомнения. В них все рисуется только черной краской, а в жизни так не бывает. Некоторые телевизионные циклы, на мой взгляд, просто опасны.

— Приходилось ли вам самому с помощью этого закона защищать свои права?

— Конечно, со многими случаями мы все сталкиваемся на практике сами. И многие инициативы исходят от наших сотрудников. Так, громкий судебный разгром по поводу эвакуаторщиков начался с того, что машину Олега Комаровского — моего коллеги — эвакуировали с законного места парковки. Машина «погибла», к сожалению, на частной стоянке — восстановлению не подлежала. Но этот случай привел к тому, что права и обязанности эвакуаторщиковвсе-такибыли урегулированы.

— Каким должно быть потребительское образование в России, для того чтобы отношения продавцов и покупателей складывались мирно?

— Уже издавались учебники по потребительским знаниям, ряд регионов вводили их в стандартный набор школьных предметов, всего более тысячи школ в 2000–2002 годах. Были даже летние лагеря, олимпиады, конкурсы с потребительской тематикой. Думаю, правильно учить основам с младых ногтей — это обеспечивает хорошее погружение в экономику права и в политическую систему в целом. И школьные предметы для этого подходят как нельзя лучше.

— Если бы сейчас можно было вернуться назад и изменить закон на стадии принятия, вы бы это сделали?

— Он был хорош, но некоторые вещи нужно было редактировать в течение этих 20 лет быстрее. Например, в 1992 году темп инфляции составлял около 1000% годовых, и 3% в день за исполнение просрочки по займу выглядели справедливо. А при20-процентнойинфляции — уже нет.

Если же говорить про 1992 год, про время разработки и принятия — нет, я бы не стал ничего исправлять. Как ни крути, это до сих пор самый работающий закон в России.


 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика