В 2012-м в Белорусское общество защиты потребителей обратилось около 24 тысяч потребителей

_/

В 2012-м в Белорусское общество защиты потребителей обратилось около 24 тысяч потребителей

18.03.2013

В Беларуси две системы защиты потребителей — государственная и общественная. Нашему потребительскому движению еще нет и двух десятков лет.

— С чего все начиналось и легок ли был путь?

— 15 марта 2000 года в республике на государственном уровне Указом Президента Беларуси был учрежден День потребителя, — вспоминает начальник Управления защиты потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ирина Барышникова. — Ломая сложившиеся стереотипы мышления и некоторое непонимание производителей, мы начинали с первого закона о защите прав потребителей. Сейчас работает, и вполне успешно, уже третья его редакция.

— По сложившейся традиции Всемирная организация потребителей каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей. Какая она сейчас?

— Если в 2012 году этот день проходил под девизом «Наши деньги — наши права», то в нынешнем — «Потребительское правосудие сегодня». В наши дни очень важна общественная защита, которая организует различные мероприятия, просвещает и защищает население, разгружает государственные органы от рутинной работы по уменьшению потока претензий и жалоб в исполкомы и суды на местах. В одном только Минске подобных организаций с полтора десятка. А самое старейшее, известное и уважаемое в стране — ОО «Белорусское общество защиты потребителей» почти с 50 филиалами в регионах.

— Как БОЗП работает в эти дни?

— По мере возможности участвует в просвещении населения в вопросах грамотности потребителей и судебной защиты, — рассказывает председатель объединения Анна Суша. — Со дня принятия первого Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» прошло уже почти двадцать лет. Многие моменты судебной защиты потребителей обобщены, наработана огромная практика судебного разрешения споров, но все еще остаются слабые места…

— Знаю, что особенно они обозначились начиная с августа 2012 года, с момента принятия изменений и дополнений в Закон «О защите прав потребителей». Почему?

— Во-первых, как показывает судебная практика, дела по защите прав потребителей относятся к числу наиболее длительных по рассмотрению. При этом одна из главных причин — отсутствие специализации судей, назначение чрезмерного количества экспертиз, длительность их проведения, хотя в большинстве случаев вопросы относятся не к области специальных знаний, а юридической оценке спора. Во-вторых, парадоксальные ситуации складываются при заключении мировых соглашений в судах, в результате ущемляются интересы обществ потребителей, нарушаются права лиц, юридически заинтересованных в исходе дела. В-третьих, существует проблема в производстве по исполнению решений судов.

— Анна Владимировна, какова статистика обращений в организацию в прошлом году?

— Да, в прошедшем году в ОО «БОЗП» и его организационные структуры обратилось около 24 тысяч потребителей, из них более чем 1900 предоставлялась досудебная и судебная защита. По нашей инициативе местные бюджеты пополнились на 1 миллиард 396 миллионов рублей, в том числе бюджет Минска — более чем на 694 миллиона рублей.

Источник <РЭСПУБЛIКА>

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика