Половина россиян считают, что их права как потребителей финансовых услуг не защищены
_/
Половина россиян считают, что их права как потребителей финансовых услуг не защищены
10.07.2012
При этом подавляющее большинство опрошенных (91%) признались, что не знают, какие организации в России занимаются защитой прав потребителей на рынке финансовых услуг. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) в июне 2012 г.
Защищенными на финансовом рынке чувствуют себя чуть более трети россиян (38%). Из них всего 4% отмечают, что полностью защищены. И наиболее оптимистична — молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. Примечательно, что каждый десятый не смог определить, насколько защищены его права как потребителя финансовых услуг.
Не более 9% населения знают, какие организации в России занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке. Чуть более просвещенными оказались россияне в возрасте от 25 до 34 лет. Остальные признались, что не ориентируются в данной проблеме.
Большинство отметивших свою информированность в вопросах защиты прав потребителей правильно называют организации, уполномоченные оказывать поддержку в этой области. К ним относятся Роспотребнадзор и Общество защиты прав потребителей. Помимо этого россияне считают, что права потребителей на финансовом рынке защищают и такие государственные органы, как суды, прокуратура, полиция и др. Некоторые наделяют функциями защиты потребителей страховые компании, трудовую инспекцию или профсоюзы. Изредка россияне ждут поддержки и защиты своих прав от самого банка, коллекторов или омбудсмена.
Жители двух столиц ощущают себя наиболее защищенными (57% против 38% в целом по России) и максимально информированными в вопросах защиты прав потребителей финансовых услуг (20% против 9% по стране).
Имаева Гузелия, генеральный директор НАФИ: «Результаты исследования показали низкий уровень информированности россиян об институтах, защищающих их права, а также высокую степень неуверенности и незащищенности на рынке финансовых услуг. Данная ситуация говорит о неэффективности сложившейся системы защиты прав потребителей финансовых услуг и острой необходимости ее совершенствования. Очевидно, что данная область чрезвычайно важна для дальнейшего развития рынка финансовых услуг, т.к. повышает доверие потребителей к финансовой системе, способствует прозрачности и стабильности финансовых рынков».
Инициативный всероссийский опрос Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) в июне 2012 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России.
Таблица №1. Распределения ответов на вопрос «Насколько, по Вашему мнению, защищены или не защищены ваши права как потребителя финансовых услуг (банковских, страховых, инвестиционных)?», % от респондентов
Полностью защищены |
4 |
Скорее защищены |
33 |
Скорее не защищены |
35 |
Совсем не защищены |
17 |
Затрудняюсь ответить |
10 |
Таблица №2. Распределения ответов на вопрос «Знаете ли Вы, какие организации в России занимаются защитой прав потребителей на рынке финансовых услуг?», % от респондентов
Да, знаю |
9 |
Нет, не знаю |
91 |
Таблица №3. Распределения ответов на вопрос «Знаете ли Вы, какие организации в России занимаются защитой прав потребителей на рынке финансовых услуг?», % от респондентов
Общество защиты прав потребителей |
54 |
Роспотребнадзор |
21 |
Государство (ФАС, суды, прокуратура, полиция и др.) |
13 |
Страховые компании |
6 |
Другое (банк, профсоюзы, коллекторы, омбудсмен и пр.) |
6 |
Источник Банкир.Ру