ОЗПП: высокие цены на авиаперевозки возмущают даже Чайку
_
ОЗПП: высокие цены на авиаперевозки возмущают даже Чайку
02.08.2013 15:29
Генеральный прокурор РФ пожаловался председателю правительства Дмитрию Медведеву на высокую стоимость авиабилетов в России. По его мнению, в дороговизне виноваты авиакомпании, поскольку они навязывают услуги потребителям. ОЗПП видит и другие причины.
Проведенная проверка Генпрокуратуры с привлечением ФАС показала, что высокая стоимость билетов на регулярные перевозки устанавливается авиакомпаниями необоснованно, рассказывает генпрокурор, в том числе и путем навязывания дополнительных услуг. В итоге стоимость билета вырастает в 1,5 раза.
Кроме того, количество дешевых билетов ограничено, пассажирам приходится приобретать билеты по более высоким тарифам с дополнительными услугами, в которых они, как правило, не нуждаются. В пример он приводит ряд авиакомпаний таких как «Аэрофлот», «Сибирь», «Татарстан» и «Ак барс аэро», отмечает рейсы из Москвы в Хабаровск, Казань, Новосибирск.
Сложилась такая ситуация из-за того, что устаревшие нормативы, согласно которым прибыль авиаперевозчика ограничена 20% от себестоимости перевозки, до сих пор действуют в авиационной отрасли и не дают развиваться рыночным механизмам. В себестоимость включаются расходы на рекламу, аренду офисных помещений, канцтовары, хотя они не являются операционными. Услуги бизнес-класса и вовсе завышены в 2 раза.
Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) давно обеспокоено завышением цен авиаперевозок. Однако усматривает и другие причины данной проблемы.
«Я уверен и считаю, что я прав, что у нас два фактора, из-за которых у авиабилетов высокая цена, — комментирует юрист ОЗПП Андрей Семенов. Первый фактор — это коррупция, на которую любой предприниматель, любое коммерческое предприятие должно закладывать определенный процент стоимости для того, чтобы откупаться от «крыши» в виде полиции, КГБ-ков и прочих.
И второе, специфическое для авиаперевозок, это монополистический фактор, когда в некоторых регионах и на некоторых направлениях административными методами ограничивают возможность конкуренции и к авиаперевозкам допускают только одну авиакомпанию, обычно связанную материальными интересами с партийным и административным руководством региона».
Что касается возможного выхода из ситуации, правозащитник усматривает решение проблемы в следующем. «В наших условиях протяженности страны и объективной труднодоступности некоторых регионов – это субсидирование авиаперевозок для того, чтобы оживить экономические связи, взаимное движение людей, капиталов и товаров, что будет способствовать бурному развитию экономики страны. И это субсидирование, как затраты из бюджета, окупится с лихвой за счет роста экономики.
Однако стоит заметить, что в нашей стране, в тех условиях, в которых она сейчас находится, это может вылиться в распил выделенных средств между «своими», — подчеркивает г-н Семенов.