ОЗПП: За отказ принимать карты продавцы могут поплатиться
_
Торговым точкам с выручкой свыше 60 млн. рублей в год грозят штрафные санкции за отказ принимать банковские карты в качестве оплаты покупок.
Поправки Минфина, подписанные еще 5 мая президентом в рамках 112-ФЗ, отредактировали закон «О защите прав потребителей» и статью 14.8 Кодекса об административных правонарушениях. Роспотребнадзор с 1 января 2015 года за отказ принимать к оплате пластик будет штрафовать магазины. С сегодняшнего месяца наступил переходный период, чтобы продавцы успели подготовиться к нововведениям.
По новой норме отказ принимать карты к оплате влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей. Если же у магазина есть техническая возможность принимать карты, а продавец всё равно отказывает, то на него могут наложить штраф как на должностное лицо — от 15 тыс. до 30 тыс. рублей. «Э
то делается для стимулирования безналичного оборота, — комментирует депутат Госдумы, один из авторов принятой идеи Анатолий Аксаков. — Картоприемники должны установить подавляющее большинство торговых точек, за исключением компаний с выручкой ниже 60 млн. рублей в год».
Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) считает, что стимулировать безналичный оборот надо не применением штрафных санкций, а заинтересованностью продавцов. Кроме того, рядовой потребитель самостоятельно не сможет определить, насколько добросовестно продавец исполняет закон.
«Данную меру нельзя считать эффективной, — комментирует юрист ОЗПП Олег Фролов. — Крупные торговые точки давно уже работают с картами. А мелкие продавцы как не принимали карты, так и не будут в дальнейшем принимать, поскольку не попадают под нововведение. То есть вводить штрафные санкции — особого смысла нет.
Что касается рядовых потребителей, то их легко будет обмануть. Отказывая в приеме карты для оплаты покупки, продавец может сослаться на неработающий в данную минуту терминал по техническим причинам или на то, что выручка меньше 60 млн. рублей в год, и потребитель это никак не сможет проверить. Конечно, потребитель может написать жалобу в Роспотребнадзор, однако отследить результаты, увы, все равно не сможет».