Минтранс предлагает вернуть авиакомпаниям право продавать билеты по «невозвратным» тарифам.
_/
Минтранс предлагает вернуть авиакомпаниям право продавать билеты по «невозвратным» тарифам.
01.05.2013
Министерство транспорта направило на рассмотрение в правительство проект федерального закона о внесении изменений в Воздушный кодекс РФ. Предполагается, что авиакомпаниям будет возвращено утраченное ими в 2007 году право продавать билеты по так называемому невозвратному тарифу. Министерство предлагает изменить статьи 107 и 108, регламентирующие порядок возврата денег за билет в случае нежелания пассажира лететь или невозможности авиакомпании его перевозить.
В проекте документа сказано, что пассажиру, купившему билет по невозвратному тарифу и отказавшемуся от полета, деньги не вернут, если он не докажет соответствующими документами, что был болен он сам или член его семьи, который должен лететь с ним. Если же тариф подразумевал возврат, но авиакомпания отказала ему в перевозке по причинам, изложенным в кодексе, то стоимость билетов ему вернут, за исключением сборов за бронирование, оформление билетов и неустойки, которая не может превышать 25% стоимости билета. Так называемым «авиадебоширам», согласно внесенному в правительство законопроекту, деньги не вернут ни при каких условиях.
Согласно принятой ранее «дорожной карте» развития конкуренции в авиационной отрасли, невозвратные тарифы должны появиться в России уже в августе текущего года. В пояснительной записке к проекту закона сказано, что авиакомпании возвращают отказавшимся от полета пассажирам 8% от выручки. «Сумма возвратов, осуществляемых в связи с отказом пассажиров от перевозки, включая отказы пассажира от перевозки более чем за сутки и менее чем за сутки, с учетом процентного количества повторной продажи билета после отказа пассажира от перевозки, составляет в среднем 8% от выручки по продажам услуг по воздушной перевозке пассажиров регулярными рейсами», — говорится в пояснительной записке. Статистика основана на данных авиакомпаний «Аэрофлот», «Трансаэро», «Россия», «Сибирь», «ЮТэйр». По данным Минтранса, они выполняют 70% пассажирских перевозок в России.
Также авторы законопроекта предполагают, что не имея права продавать билеты по невозвратным тарифам, авиакомпании закладывают в стоимость перевозки суммарно дополнительные 22,7 млрд рублей. Переложив часть рисков на клиентов, перевозчики смогут поделиться с ними и своей экономией. Точных оценок, насколько дешевле обойдутся такие билеты, авиакомпании не дают. Однако в тарифной сетке многих перевозчиков и сейчас предусмотрена возможность покупки билета, который можно сдать, вернув полную сумму, и тех, что можно вернуть только со штрафом или с выплатой неустойки. Стоимость таких билетов сейчас может отличаться в два раза при сумме штрафа за возврат порядка 20-25% от стоимости.
Авиакомпании относятся к нововведению позитивно, заверяя, что это сделает билеты дешевле. «Мы приветствуем те меры, которые позволят снизить стоимость билетов для наших пассажиров», — сказал «АвиаПорту» представитель авиакомпании «Трансаэро» Сергей Быхал. И предложил не останавливаться на достигнутом. По мнению собеседника агентства, кроме невозвратных тарифов, экономить пассажиру помогли бы наличие альтернативных поставщиков услуг в аэропортах, и возможность принимать на работу иностранных пилотов. Сколько именно сэкономит пассажир, приобретая невозвратный билет, в «Трансаэро» не говорят, напоминая при этом, что такой тариф пользовался спросом, пока не попал под запрет.
Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев ранее заявлял, что введение невозвратных тарифов — один из шагов, который российские власти могут предпринять для создания в России low-cost авиакомпании. Кроме того, отмечал он, нужно отменить положения об обязательном предоставлении питания и норме бесплатного провоза багажа, а также пригласить на работу в Россию иностранных пилотов. «Аэрофлот», сразу же, как это будет сделано, запустит процесс создания лоукостеров. Полгода нам нужно, чтобы это сделать. Мы надеемся, в течение ближайших месяцев все это будет реализовано», — сказал «АвиаПорту» начальник департамента по связям с общественностью «Аэрофлота» Андрей Согрин.
Ранее правозащитники выступали против невозвратных тарифов, утверждая, что они противоречат закону «О защите прав потребителей», согласно которому клиент вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ в любое время, если он оплатит исполнителю уже понесенные им расходы. Юристы полагают, в такой редакции законопроект не противоречит никаким нормам по защите прав потребителей, действующих в России. «Представляется, что каким-либо иным нормативным положениям эти поправки не противоречат и соответствуют логике регулирования данных отношений», — говорит юрист компании Art de Lex Ярослав Кулик.
Источник «АвиаПорт»