Российским туристам, привыкшим за последние годы к доступности путешествий за границу, придется потуже затянуть пояса. А туристической индустрии в связи с резким падением рубля — перестроиться с учетом новых реалий на рынке. Во вторник, когда во время торгов курс евро достигал 100 рублей, а доллар превышал 80 рублей, рынок туризма замер. Вместе с катастрофическим падением рубля  встали продажи, пишет «Рата-ньюс». Накануне туристическая индустрия немного ожила. Появился спрос на нераспроданные новогодние туры.

«Туристы ощутили динамику безудержного роста валют, поэтому бросились вкладывать дешевеющий рубль во что-то полезное, — рассказывает GEO директор по рекламе и продвижению бренда «Сети магазина горящих путевок» Надежда Ткач. — У туроператоров, удерживающих цены на приемлемом уровне, спрос среди клиентов есть». Однако позитивная тенденция продлится ровно до тех пор, когда будет продан последний тур по доступной цене.

«Спад продаж в настоящий момент — до 50 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — продолжает Ткач. Для сравнения, во время кризиса 2008-го года туристические компании потеряли гораздо меньше — только 20 процентов продаж.

Более-менее стабильно, по оценкам турагентств, продолжают продаваться путевки в Египет, Турцию и Прибалтику. Россиян начинают интересовать путешествия по Армении и Грузии. Растет спрос на путешествия внутри страны: курорта, Краснодарского края и даже Тюменской области.

На Урале, к примеру, компании сейчас активно занимаются продвижением маршрута  «Самоцветное кольцо». На его реализацию в 2015 году выделено 450 миллионов рублей. Маршрут проходит по уральским достопримечательностям, среди которых — природный парк Бажовские места в Свердловской области. С посещением городов, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры Урала: Невьянск, Нижний Тагил, Алапаевск, Ирбит.

Те, кто приобрел туры за границу до лихорадки рубля, от туров отказываться не спешат — процент возврата новогодних очень низок. Это связано, прежде всего, со шлейфом больших штрафов и неустоек, который потянется за клиентов сразу после решения об аннулировании тура.

А вот требовать доплаты за полностью оплаченную путевку компания не в праве. Согласно закону «О защите прав потребителя», поставщик услуг может быть освобожден от исполнения обязательств только лишь в том случае, если это произошло из-за обстоятельств «непреодолимой силы». К таким обстоятельствам, согласно закону, не относятся ни отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, ни отсутствие у должника необходимых денежных средств. Получается, что турфирма просто-напросто не в праве требовать от клиента доплат.

Сильнее всего от падения рубля страдают туры в страны Карибского бассейна. Практические не бронируют популярные новогодние направления 2013-го — туры в Мексику, на Кубу и в Доминикану. Стремительно падает спрос на поездки в Европу — Прагу, Барселону, Париж, Рим, Вену и Милан .

Во многом это связано с бурным ростом цен на авиабилеты за границу, который отпугивает российских туристов. Курс Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) привязан к курсу рубля к евро, округленному до 50 копеек в большую сторону (условная единица). Только за прошедшую неделю авиабилеты подорожали в среднем на 15,4 процента.  

В копеечку обойдется теперь и обычный ужин в ресторане за пределами страны. Средняя стоимость обеда, к примеру, в странах Еврозоны — 20 евро. Раньше в пересчете на рубли он стоил 800 рублей. Теперь средняя цена для туриста из России составит примерно 1300 рублей.