ФАС постоит за ценой Покупателям предложено дать право обжалования стоимости купленного товара

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила с инициативой по защите прав потребителей — теперь, если покупатель посчитает, что цена приобретенного им товара была необоснованно завышена, он сможет обратиться в суд с требованием к продавцу выплатить ему компенсацию в размере до 15% от стоимости продукта. Бизнес считает новацию чрезмерной — ведь она не заменяет применение антимонопольных штрафов. По мнению юристов, для потребителей ситуация также не изменится — они и сейчас могут требовать в суде переплату, но делают это крайне редко, поскольку разбирательство затягивается на срок до двух лет, а ФАС зачастую не устанавливает размер «накрутки».

Потребители могут получить альтернативный способ возмещения ущерба при покупке товара по завышенной цене — соответствующий законопроект представлен ФАС для общественного обсуждения на портале regulation.gov. Как следует из документа, покупатели какого-либо продукта, в случае если установлен факт нарушения их прав и интересов в результате несоблюдения антимонопольного законодательства, могут обратиться в суд с требованием возместить причиненный ущерб, а не только (как сейчас) обжаловать убытки в соответствии с гражданским законодательством. Сумма компенсации, которую компания должна будет выплатить потребителю,— от 1% до 15% от стоимости приобретенного товара. Требование может быть предъявлено как лицом, непосредственно купившим товар, так и лицом, приобретшим его у другого покупателя.
Поправки предлагается внести в статью 37 закона «О защите конкуренции» — как отмечают авторы документа в пояснительной записке, проект был разработан в исполнение одного из пунктов «дорожной карты» по развитию конкуренции. Однако, как говорит эксперт «Деловой России» Алексей Ульянов, благодаря усилиям общественных бизнес-объединений, этот пункт из «дорожной карты» уже исключен. По его словам, принятие поправок приведет к возникновению двойной ответственности за одно нарушение, так как ФАС не освободит бизнес от штрафов за нарушение антимонопольного законодательства: «Фактически служба вводит для предпринимателей новый налог». Вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин замечает: «Если цена кажется потребителю необоснованно высокой, то на конкурентном рынке он всегда может приобрести товар у другого продавца, если же речь идет о продукте монополиста, то с монополиями ФАС уже и так борется достаточным количеством инструментов».

Покупателям новая мера не поможет, говорит гендиректор юридической компании НП-ЭВАЙС Наталья Пантюхина. Граждане и сейчас могут обратиться в суд за взысканием переплаты — если установлен факт необоснованного завышения цены, но таких исков очень мало. «Если бы речь шла о простом завышении цен, то, возможно, эта инициатива и возымела бы эффект»,— считает старший юрист юридической компании «Приоритет» Анна Лаврухина. Но поскольку поправки посвящены нарушениям именно антимонопольного законодательства, юристы сомневаются в том, что они приведут к реальному улучшению ситуации. «Учитывая то, как работает ФАС, можно сказать, что эта инициатива предложена “для красоты”: мол, граждане, мы спасем вас от повышения цен»,— говорит госпожа Лаврухина. ФАС не повышает свои стандарты доказывания, подчеркивает Наталья Пантюхина, и зачастую не рассчитывает справедливую цену и сумму завышения, устанавливая лишь факт нарушения. Но даже когда ФАС определяет размер «накрутки», потребитель не может получить быстрых выплат. Прежде чем пострадавший сможет обратиться в суд, пройдет два года, поясняет юрист — необходимо дождаться, пока служба проведет разбирательство, а суд вынесет решение. «А кто пойдет судиться через два года?» — задается вопросом Наталья Пантюхина.
В Минэкономики, куда законопроект ФАС поступал на согласование, “Ъ” сообщили, что основные замечания к нему заключаются в том, что в документе отсутствует методика или механизм определения размера компенсации, который будет выплачиваться пострадавшей стороне. Законопроект лишь содержит вилку от 1% до 15% от стоимости товаров, реализованных с нарушением. «В связи с этим возникает опасность того, что размер компенсации, которую хозяйствующий субъект должен выплатить пострадавшей стороне, может превысить размер реально понесенного ущерба, что, по сути, будет носить характер штрафных санкций»,— сообщили в ведомстве. Кроме того, Минэкономики полагает, что предусмотренная законопроектом возможность конечного потребителя (например, покупателя в магазине) предъявлять требования к нарушителю (например, оптовому поставщику) будет осложняться необходимостью самостоятельного доказывания отсутствия убытков у посредника (при его наличии) и сбора доказательств. «В связи с этим возможность применения указанных положений на практике представляется сомнительной»,— заключает ведомство.

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика